Назло пиратам: как Pladform зарабатывает на распространении чужого видео
Предприниматель Армен Гулинян придумал, как отучить российского пользователя быть пиратом: необходимо дать ему простой и бесплатный доступ к интересующему контенту на его любимых ресурсах. Для этого Гулинян разработал Pladform – систему, позволяющую правообладателю показывать видео на различных сайтах, зарабатывая на рекламе. По данным компании, ежемесячно система Pladform обеспечивает показ более 170 млн роликов.
Лицом к пользователю
Гулинян долго был профессиональным спортсменом (каратэ), но после травмы в 2001 году был вынужден закончить карьеру и увлекся программированием. В 2006 году вместе с Василием Пироговым он основал дизайн-студию «Бюро Пирогова». После того как в 2008 году у компании появился заказ на небольшой игровой проект, Гулинян всерьез изучил психологию геймеров и запустил социальную сеть Gamer.ru, а чуть позже попробовал силы на рынке онлайн-бронирования отелей, создав сайт Touringo.ru. В 2012 году совладелец и гендиректор медиахолдинга Yellow, Black and White Эдуард Илоян пригласил Гулиняна возглавить интернет-портал Molodejj.tv. «Работая над проектом, я увидел, насколько провальной оказалась модель «витринного потребления», когда пользователь должен был ходить за контентом на официальные площадки, а не смотреть его на привычных для себя ресурсах», – рассказывает Гулинян. Армен решил создать универсальную платформу для издания, дистрибуции и монетизации видеоконтента, которая бы «стыковала» правообладателей, пользователей и рекламодателей.
Бета-версия Pladform появилась в ноябре 2012 года, тогда же было зарегистрировано ООО «Плэдформ». Поставщиком контента стал Yellow, Black and White, тестирование системы шло с использованием видео популярного скетч-сериала «Даешь молодежь!». Тогда же агрегатор наладил партнерство с «Газпром медиа диджитал» (ГПМД): рекламодатели стали размещать рекламу в видео, загружаемое правообладателями. Поняв, что модель работает, в августе 2013 года Гулинян покинул Molodejj.tv, полностью сосредоточившись на своем проекте.
Как это работает
По словам Гулиняна, Pladform не просто видеоплеер, а целая экосистема, которая соединяет правообладателей с интернет-площадками, чтобы и те, и другие могли лучше зарабатывать на контенте.
Производители видео – студии, компании из киноиндустрии – проходят регистрацию в Pladform и затем могут загрузить cвой контент, определив, пользователи из каких стран, с каких интернет-ресурсов и в какое время получают доступ к просмотру. Владельцы интернет-площадок, установив плеер Pladform, становятся дистрибьюторами контента системы, при этом они могут отобрать наиболее подходящие профилю сайта ролики по темам. Pladform позволяет создавать брендированные плееры, составлять плейлисты, чтобы «подстроить» плеер под интересы своей аудитории. Рекламодатели могут встроить рекламные ролики в заинтересовавшее их видео. Все пользователи сервиса могут отслеживать статистику просмотров и другие метрики.
Гулинян подчеркивает, что каждый из участников экосистемы проходит серьезную проверку. Поставщики контента должны представить правильно оформленные лицензионные права. «Лицензиар контента подписывает обязательство ограждать Pladform от возможных претензий по правам, а также обещает содействовать в представлении наших интересов в суде и возмещать все прямые убытки от подобных посягательств», – объясняет Гулинян. От интернет-ресурсов Pladform требует релевантного окружения для своего плеера. С рекламодателями сервис работает через посредника – ГПМД.
Гулинян признается, что пытался привлечь инвестиции от рекламных компаний, но у него ничего не получилось. На первых порах проект развивался на доходы от использования роликов Yellow, Black and White, права на показ которых были предоставлены как инвестиции. Общий объем инвестиций за время работы проекта, учитывая стоимость видео от Yellow, Black and White, Гулинян оценивает не более чем в 20 млн руб.
В конце 2013 года ООО «Плэдформ» привлекло средства от группы компаний и частных лиц. Из них известны гендиректор «МегаФона» Иван Таврин и группа компаний Innova. «Инвестиция была сделана около года назад, – подтвердил РБК Таврин. – Просмотр видео в интернете и его монетизация через рекламную модель, без сомнения, перспективное направление, поэтому я поверил в команду Pladform и ее основателя». Свою долю и размер инвестиций он раскрывать отказался. По данным ЕГРЮЛ, собственниками «Плэдформ» являются кипрские Prasteno Consulting (25%) и Relidor Developments (75%). Из реестров ясно, что владельцем первой является офшор с Британских Виргинских островов, а вторая принадлежит пополам двум фирмам, за одной из которых стоит кипрский офшор с номинальным собственником, а за второй – основатели разработчика игр Innova Георгий Чумбуридзе, Армен Гаспарян и Геворк Саркисян (Innova не ответила на запрос РБК). По словам Гулиняна, сейчас у компании четыре основных акционера – он сам, Yellow Black and White, Иван Таврин, группа компаний Innova, при этом ни у кого нет контрольного пакета. Предприниматель говорит, что новых инвестиций компания пока привлекать не планирует.
Цифры Pladform
3,5 млрд руб. – объем рынка видеорекламы в Рунете в 2014 году
82–126 млн руб. – в таком диапазоне находится выручка Pladform в 2014 году, по оценке РБК
56% россиян не хотят оплачивать контент в интернете
2475 интернет-ресурсов работают с Pladform
Более 50 правообладателей работают с Pladform
215 тыс. видеороликов содержится в Pladform
170 млн показов ежемесячно обеспечивает Pladform
Источник: данные компании, РАЭК, Online Market Intelligence
Масштаб экосистемы
Pladform, по словам Гулиняна, заключил договоры с более чем 50 правообладателями, среди которых Star Media, «Красный квадрат», Red Media и другие. Наибольшим спросом у пользователей пользуются сериалы и юмористические передачи: «Кухня», «Даешь молодежь!», «Уральские пельмени», КВН. Разработчики Pladform с согласия правообладателя самостоятельно нарезают контент для повышения его «кликабельности» и популярности (средняя длина видео – 12 минут). Плеер Pladform установлен почти на 2,5 тыс. сайтов, в том числе на woman.ru, muz-tv.ru, afisha.mail.ru, Fishki.net, «Имхонет», а также в соцсетях «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники» – эти сети в сумме дают 40% просмотров. Pladform также работает с дистрибьюторами, распространяющими видеоконтент в мобильных приложениях и приложениях Smart-TV.
Главным преимуществом Pladform Гулинян называет отсутствие «своей» площадки по дистрибуции контента. «У нас нет конфликта интересов: развивать дистрибуцию или свою площадку? – рассуждает бизнесмен. – Классические видеопорталы вынуждены балансировать между встроенными видео и своим ресурсом. Если у видеоплощадки нет уникального контента или эксклюзивных прав на то или иное видео, то дистрибьютор с высокой долей вероятности выберет Pladform как поставщика видео».
Сами правообладатели пока не настолько оптимистичны. Руководитель интернет-департамента Star Media Юлия Виноградова сообщила РБК, что сотрудничество с Pladform началось в последнем квартале 2014 года. По ее словам, Star Media рассчитывала прежде всего на то, что Pladform поможет в борьбе с пиратским контентом в соцсетях. Гулинян утверждает, что Pladform умеет определять нелегальное видео, оповещать об этом правообладателя и заменять это видео на легальное. «Однако эффекта от совместной антипиратской деятельности мы не ощутили», – говорит Виноградова. Директор по работе со спонсорами и продажам контента Red Media (продвигает через Pladform контент двух своих каналов «Боец» и «Кухня ТВ») Анастасия Широкова говорит, что идея Pladform интересна в теории, но пока на практике сервис не облегчил жизнь правообладателям: Pladform работает с недостаточным числом площадок.
Как продается реклама на Pladform
По словам Гулиняна, рекламный ролик ставится в каждое второе видео. Pladform совместно с ГПМД помогает рекламодателям найти наиболее «нераздражающие» форматы рекламы для пользователя: например, в видео продолжительностью до 5 минут сервис не размещает ролики-врезки, прерывающие просмотр. Число рекламных вставок может ограничить и площадка, если дистрибьютору покажется, что реклама слишком агрессивна и отталкивает пользователей.
По словам Натальи Дмитриевой, гендиректора ГПМД, «кликабельность» на площадках Pladform сейчас равна 4% (click-through rate, CTR, отношение числа просмотров рекламы к числу переходов по рекламной ссылке; для сравнения, средний CTR для рекламных баннеров в Рунете – до 2%). Однако CTR в ГМПД не считают единственной метрикой эффективности видеорекламы: даже если зритель не кликнул на ссылку, просмотр ролика работает на имидж рекламодателя.
Интернет-площадки пока только тестируют Pladform. «Активную работу с Pladform мы начали в середине 2014 года, – говорит РБК пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин. – Попыток монетизации видео без посредников у нас не было, и Pladform – первый наш партнер в этом направлении, поэтому пока сравнивать не с чем». По словам Арсена Исрапилова, директора по маркетингу и развитию бизнеса «Одноклассников», сотрудничество социальной сети с Pladform стартовало в декабре 2013 года. Стали ли «Одноклассники» больше зарабатывать, подключив Pladform, Исрапилов не говорит.
По словам Гулиняна, Pladform прошел точку безубыточности уже спустя два месяца после запуска. По данным СПАРК, в 2013 году выручка компании составила 19 млн руб., а чистая прибыль – почти 4 млн руб. Финансовые результаты 2014 года Гулинян не раскрывает, отмечая, что они «в разы больше».
Основной источник дохода «Плэдформ» – комиссия от рекламных доходов. По словам Гулиняна, рекламодатели готовы платить 130–200 руб. за 1000 просмотров рекламного ролика в видео. В среднем 75% от этой суммы получает правообладатель, а 25% делят Pladform и интернет-площадка, на которой пользователь смотрел контент (в какой пропорции – Гулинян не раскрывает). По словам Дмитриевой из ГПМД, в 2014 году на Pladform приходилось около 30% из 700 млн ежемесячных монетизируемых показов видео ГПМД, а значит, годовую выручку сервиса (которую делят Pladform и интернет-площадка) можно оценить в 82–126 млн руб.
Как работает Pladform
Как поясняет Гулинян, это не просто видеоплеер, а целая экосистема, которая соединяет правообладателей с интернет-площадками, чтобы и те и другие могли лучше зарабатывать на контенте.
Гибкая система
Производители видео (студии, компании из киноиндустрии и т. д.) регистрируются в Pladform, а затем могут загружать свой контент и устанавливать, пользователи из каких стран, с каких интернет-ресурсов и в какое время могут получить доступ к просмотру. Владельцы интернет-площадок, установив плеер Pladform, становятся дистрибьюторами контента системы, при этом они могут отбирать наиболее подходящие профилю сайта ролики по темам.
Всем удобно
Pladform позволяет создавать брендированные плееры и составлять плей-листы, чтобы плеер соответствовал интересам той или иной аудитории. Рекламодатели могут встроить рекламные ролики в видео. Все пользователи сервиса могут отслеживать статистику просмотров и другие метрики.
Контент под контролем
Каждый из участников Pladform проходит серьезную проверку. Поставщики контента должны представить правильно оформленные лицензионные права. «Лицензиар контента подписывает обязательство ограждать Pladform от возможных претензий по правам, а также обещает содействовать в представлении наших интересов в суде и возмещать все прямые убытки от подобных посягательств», – объясняет он. От интернет-ресурсов Pladform требует релевантного содержания для своего плеера. С рекламодателями сервис работает через посредника – ГПМД.
Охота на «Яндекс»
К осеннему ТВ-сезону 2015 года Pladform планирует увеличить число показов через свою систему до 300–400 млн в месяц. В декабре 2014 года сервис начал зарабатывать на показах контента зарубежной аудитории (когда пользователь заходит на площадки Рунета, подключенные к Pladform, из-за рубежа), преимущественно из стран СНГ. Расценки на рекламу там ниже, но Гулинян рассчитывает, что реклама для зарубежной аудитории принесет в 2014 году 5–15% дополнительного дохода правообладателям, площадкам и самому Pladform.
Глобальная цель компании – наладить партнерства со всеми сайтами в российском сегменте интернета, у которых уже есть разделы с видео или которые хотят развивать их. Это могут быть тематические нишевые сайты или, например, интернет-СМИ, поясняет Гулинян. По словам нескольких руководителей онлайн-кинотеатров, возможность сотрудничества с Pladform рассматривает «Яндекс» – для перезапуска «Кинопоиска». Пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова не подтвердила, но и не опровергла эту информацию. «Мы еще на этапе покупки «Кинопоиска» в октябре 2013 года говорили, что будем общаться со всеми легальными онлайн-кинотеатрами, телеканалами и платформами», – сказала она.
Бывший менеджер киносервиса Mail.Ru Антон Фролов (он работал с Pladform в Mail.Ru Group) считает, что модель Pladform перспективна для рынка, особенно для небольших компаний среди правообладателей и площадок. Но пока стать действительно масштабным игроком на рынке легального видеоконтента в Рунете, по мнению Фролова, Pladform не удалось. По словам Фролова, «Яндекс» уже договорился с Pladform, как и со многими другими будущими видеопартнерами «Кинопоиска» по поставке видеоконтента.
Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций отмечает, что, несмотря на сложности, Pladform – это самый мощный шаг в борьбе с пиратством в Рунете. «Появление быстрых, мощных платформ с легальным и легко «находибельным» медиаконтентом – позитивный тренд, – отмечает Плуготаренко. – Только они и способны внести заметный вклад в борьбу с распространением и потреблением нелегального контента, и модель бесплатного для конечного пользователя потребления легального контента, используемая Pladform, безусловно, является выигрышной в нынешней непростой экономической ситуации».