Свое дело, 17 окт 2014, 01:25

$10 млрд на призраках: как разбогатеть на самоуничтожающихся фотографиях

Худощавый юноша из состоятельной американской семьи Эван Шпигель создал Snapchat – мобильное приложение для обмена самоуничтожающимися картинками, которое всего за три года стало крайне популярным, особенно среди молодежи. Инвесторы оценивают неприбыльный сервис со скандальной историей в $10 млрд, что делает его одним из самых дорогих в мире стартапов.
Читать в полной версии
(Фото: AP)

24-летнего Шпигеля можно с полным правом назвать «мальчиком-мажором»: он с детства привык отдыхать с отцом, преуспевающим юристом, то на Багамах, то на канадских горнолыжных курортах, то в Европе. До сих пор он живет с родителями в большом доме стоимостью $2 млн в прибрежном районе Лос-Анджелеса. Другие атрибуты роскоши, к которым юноша привык с детства – автомобили класса люкс (по данным Business Insider, у Шпигелей их было пять). Как сообщило издание LA Weekly, первым автомобилем, за руль которого сел Эван, только получив водительское удостоверение, был Cadillac Escalade (стоимость новой модели – от $72 тыс.).

Благодаря связям отца Шпигель поступил в престижный Стэнфорд учиться промышленному дизайну. Как пишет Techcrunch, будучи первокурсником, он познакомился с Реджи Брауном, которому и принадлежала идея создания мобильного приложения, позволяющего отправлять самоуничтожающиеся изображения. Родилась она так: весной 2011 года (Шпигель тогда учился на предпоследнем курсе), Браун сказал: «Я хочу, чтобы фотографии, которые я отправил этой девушке, исчезли». Младший товарищ пришел от этой мысли в восторг и назвал ее «идеей на миллион». Как недавно выяснилось, он ее недооценил: идея оказалась на десять миллиардов. Разработать приложение поручили Бобби Мерфи, студенту-программисту, вместе с которым Шпигель впервые попробовал себя в качестве предпринимателя. Они основали компанию Future Freshman, помогавшую абитуриентам и их родителям подготовить документы для университета.

Все лето трое юношей работали над проектом, сперва получившим название Pictaboo. Эван нарисовал логотип, который и сейчас остается визитной карточкой Snapchat, – веселого призрака. Он стал гендиректором компании, Браун – директором по маркетингу, а Мерфи – техническим директором.

Pictaboo вышло в июле, спустя месяц у него было всего лишь 127 пользователей. В августе троица создателей проекта вдруг неожиданно рассорилась: как пишет Techcrunch, из-за того, в каком порядке их имена будут указаны в патенте. Кроме того, они не смогли поделить акции: Браун хотел получить 30%, остальных это не устроило. В итоге Шпигель и Мерфи фактически выгнали Брауна из компании, отключив все электронные адреса и пароли.

Три скандала вокруг Snapchat

Суд с сооснователем

В 2013 году один из основателей компании, Реджи Браун, подал в суд на своих бывших партнеров Эвана Шпигеля и Бобби Мерфи, обвинив их в том, что его фактически выгнали из бизнеса. Судебный процесс завершился лишь недавно, как сообщил Techcrunch, стороны договорились о выплате компенсации Брауну (сумма не раскрывается). Впрочем, стоит отметить, что данный судебный процесс никак не сказался на стремительном росте популярности сервиса.

Утечка данных пользователей

Накануне новогодней ночи 2014 года в результате хакерской атаки 4,6 млн пользовательских имен и телефонных номеров оказались выложены на некий сайт. Его владельцы скрыли последние цифры в номерах и буквы в именах, но заявили, что готовы продать их заинтересованным лицам. Примечательно, что еще в августе, как сообщила The Huffington Post, фирма Gibson Security, специализирующаяся на безопасности в сети, предупреждала Snapchat об уязвимости системы хранения данных пользователей, однако руководство сервиса фактически проигнорировала предупреждение. После волны критики в СМИ и призывов к отставке Эвана Шпигеля компания принесла пользователям свои извинения.

Женщины, наркотики и алкоголь

В мае 2014 года с интернет попали письма, которые Эван Шпигель отправлял еще во время учебы. В них 18-летний юноша грубо и уничижительно высказывался о женщинах и призывал употреблять наркотики и алкоголь. В ответ на утечку Шпигель разместил на Techcrunch официальное заявление, в котором признался, что ему стыдно за эти «идиотские письма» и что сейчас его взгляды полностью изменились.

 

Осенью 2011 года два оставшихся основателя компании сменили название на Snapchat. Количество пользователей выросло до тысячи человек, и Шпигель с Мерфи обнаружили интересную закономерность: сервис пользовался наибольшей популярностью с 9 до 15 часов, то есть в то время, когда школьники находятся на уроках. Для подростков приложение стало настоящей находкой: можно обмениваться картинками, не боясь, что учитель их увидит.

В апреле 2012 года количество поклонников Snapchat выросло уже до 10 тыс. человек. Тут, однако, молодые предприниматели столкнулись с финансовыми трудностями: плата за серверные мощности росла, и им пришлось искать инвесторов. На помощь пришел Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners: дочь его партнера рассказала ему о популярности приложения среди подростков. Он инвестировал в Snapchat $485 тыс. и оценил компанию в $4,25 млн. Получив деньги, Шпигель сразу же отчислился из Стэнфорда, несмотря на то, что ему оставалось доучиться до окончания всего несколько недель.

В феврале 2013 года фанаты Snapchat пересылали уже по 60 млн снимков в день, в мае – 150 млн (сейчас эта цифра составляет более 700 млн). Популярность сервиса привлекала и инвесторов: весной 2013 года компания получила $13,5 млн от Benchmark, летом того же года – $80 млн от IPV и нескольких других инвесторов (SV Angel, General Catalyst Partners); при этом Snapchat была оценена в $800 млн. В декабре в Snapchat вложился хедж-фонд Coatue Management ($50 млн). В общей сложности полученные приложением инвестиции на конец года превышали $120 млн. По информацииThe Wall Street Journal, одним из инвесторов стал также китайский интернет-гигант Tencent, оценивший проект в $3–4 млрд.

В конце 2013 года стартапом заинтересовался Марк Цукерберг. Не сумев создать успешные клоны сервиса с призраком, он предложил сооснователям $3 млрд за компанию. Шпигель отказался, заявив, что в ближайшее время не намерен рассматривать предложения ни о покупке, ни о вложениях (интерес со стороны других инвесторов на тот момент был весьма высоким).

Как Snapchat борется с Facebook

Ноябрь–декабрь 2012 года

Знакомство и встреча с Цукербергом

Глава Facebook Марк Цукерберг написал Эвану Шпигелю, что ему очень нравится Snapchat, и пригласил 23-летнего юношу в гости – познакомиться и обсудить дальнейшие планы. Ответ Шпигеля был лаконичен: захочешь – приезжай к нам сам. Цукерберг отправился в Лос-Анджелес, где и состоялась его встреча со Шпигелем и другим основателем Snapchat Бобби Мерфи.

Декабрь 2012 года

Первая победа Snapchat

21 декабря Facebook запустила приложение Poke – аналог Snapchat. Оно заняло первое место в рейтинге приложений для iPhone на App Store, но радость Цукерберга была недолгой. Уже через несколько дней оригинал благодаря рекламе вырвался вперед, а его клон, несмотря на большее количество сервисов, остался далеко позади и через некоторое время «умер». Комментируя поражение Poke в борьбе со Snapchat, Цукерберг заявил, что его приложение было, «скорее, шуткой». Шпигель назвал победу своего детища «рождественским подарком» и выложил переписку с Цукербергом в Twitter.

Ноябрь 2013 года

Не продали за $3 млрд

Цукерберг попытался выпустить еще несколько приложений – клонов Snapchat, однако успеха они не имели. Тогда же основатель Facebook сделал Шпигелю и Мерфи предложение, которое, казалось, мог отвергнуть только сумасшедший: $3 млрд за сервис, не приносящий прибыли. Это была уже вторая попытка: как сообщила The Wall Street Journal, ранее Цукерберг предлагал за Snapchat $1 млрд. И тем не менее, юноши отвергли и эту гигантскую сумму, заявив, что в ближайшее время не готовы рассматривать возможность продажи или привлечения инвестиций.

Июнь 2014 года

Новая неудача Facebook

Facebook выпустила еще одного брата-близнеца Snapchat – приложение Slingshot, позволяющее обмениваться короткими видео, исчезающими после просмотра (при желании пользователь может их сохранить). В первые дни существования сервис привлек к себе внимание любителей общаться, но уже спустя месяц, по данным App Annie, выбыл из топ-1000 бесплатных приложений, доступных для iOS в США.

Октябрь 2014 года

В борьбу вступил Skype

Идея исчезающих посланий, ставшая навязчивой для Цукерберга, привлекла и Skype. Как сообщил портал inferse.com, недавно компания представила свой видеочат Qik, в котором клипы исчезают через две недели. Судя по всему, не только пользователи, но и компании поняли, что в современном мире информацию о себе долго хранить небезопасно. 

 

В 2014 году в «веселого призрака» вложился фонд DST Global Юрия Мильнера (сумма финансирования не раскрывается), оценка компании при этом достигла $7 млрд. В начале октября стало известно, что Snapchat ожидает новый приток инвестиций, в том числе от Yahoo и Kleiner Perkins Caufield & Byers. По сообщению The Wall Street Journal, Yahoo может вложить в приложение $20 млн. Стоимость Snapchat при этом оценивается уже в $10 млрд, что делает ее наряду с сервисом по аренде жилья Airbnb и облачным хранилищем Dropbox одним из самых дорогих стартапов в мире. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, интерес к детищу Шпигеля среди инвесторов сейчас очень высок.

Чуть-чуть недотянули

Чтобы попасть в рейтинг 400 самых богатых американцев по версии Forbes, нужно иметь состояние от $1,55 млрд. Журнал, однако, составил список из богачей, которым совсем чуть-чуть не хватило для попадания в этой почетный список. Возглавили его основатели Snapchat – Эван Шпигель и Бобби Мерфи. Им принадлежит по 15% компании, оцененной недавно Yahoo в $10 млрд. Вот список людей, которые лишь немного отстают от 400 супербогачей.

  • Эван Шпигель и Бобби Мерфи

Основатели Snapchat

Состояние: $1,5 млрд каждый

  • Джо Гэббиа, Нэйтан Блечарзик и Брайан Чески

Основатели сервиса по бронированию жилья Airbnb

Состояние: $1,5 млрд каждый

  • Марк Вэдон

Основатель онлайн-ретейлера Zulily

Состояние: $1,4 млрд

  • Энтони Ресслер

В начале года вывел на IPO инвестфирму Ares Management

Состояние: $1,3 млрд

  • Стив Кейз

Сооснователь интернет-компании AOL

Состояние: $1,3 млрд

  • Дрю Хьюстон

Создатель «облачного хранилища» Dropbox

Состояние: $1,2 млрд

  • Брайан Робертс

Крупнейший акционер кабельной телекомпании Comcast

Состояние: $1,2 млрд

 

Постепенно бизнес, еще не приносящий прибыли, обращается к главному источнику финансовых вливаний для подобных проектов – рекламе. Как заявил недавно Шпигель, в мессенджере Snapchat скоро появятся рекламные объявления. По сообщению The Verge, объявления не будут показываться в переписке двух пользователей, они появятся только в тех сообщениях, которые отправляются на страницу различных мероприятий, при этом пользователь сможет отказаться от их просмотра. Шпигель отметил также, что Snapchat пока не планирует вводить таргетированную рекламу. 

Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен