Свое дело, 19 сен 2016, 23:10

Путь отца: как российский предприниматель учит китайцев воспитывать детей

Около $1,5 млн потратил Айнар Абдрахманов на съемку в Голливуде более 1 тыс. видеороликов о том, как воспитывать детей. Они набирают популярность в Китае, который переживает демографический бум
Читать в полной версии
(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Ролики Babystep.tv бьют рекорды просмотров в Китае. Более 800 тыс. подписчиков на разных онлайн-платформах, свыше 73 млн просмотров за 4 месяца с момента запуска проекта. Третье место в китайском топе приложений на платформе iOS в категории «Образование» и 38-е — среди всех приложений (данные App Anie на 18 сентября).

Видеоэнциклопедия для родителей проста и лаконична: один ролик — одна минута — один совет. «Как понять, что ребенку нужно, когда он плачет?», «Как покормить ребенка грудью в людном месте?», «Как научить ребенка наводить порядок в комнате?»

Учебник по воспитанию китайского подрастающего поколения снял в Голливуде российский предприниматель Айнар Абдрахманов. На Китай изначально не ориентировался и вообще снял на восьми языках. Но оказалось, что в России платить за такой контент никто особо не спешит. Выход на стремительно растущую китайскую аудиторию оказался верным решением.

Отец и бизнесмен

Снимать сборник видеоинструкций Айнар Абдрахманов решил после того, как стал отцом. Он обнаружил в интернете массу советов по воспитанию детей, но найти ответы на свои конкретные вопросы не мог, а большинство роликов были сняты на уровне кухонных видеоблогов.

У Айнара же всегда был проектный подход. Недаром уже в 21 год уроженец небольшого башкирского городка Межгорье занимал должность директора по маркетингу торгового холдинга «Русский дом» в Челябинске, а затем переехал в Москву и стал руководителем департамента и впоследствии HR-директором разработчика мобильных игр Pixonic.

В 2012 году, в год рождения сына, Айнар вместе с Ириной Исаевой и Ксенией Лобановой, активными участниками педагогического движения «Монтессори», основал свой первый стартап — корпоративный детский сад «Восход солнца» для корпорации Jonson & Jonson. «Восход солнца» существует до сих пор, но Абдрахманов не участвует в этом бизнесе.

Предприниматель решил, что бизнес лучше масштабировать в онлайне, и в 2013 году запустил сайт Babystep.tv с тестовым роликом. К проекту присоединились Ирина Исаева и ее муж режиссер Константин Фам — предприниматель пообещал им опционы. Изначально Абдрахманов ориентировался на родителей новорожденных детей в возрасте до 12 месяцев: они осознают свою новую социальную роль, меняют привычки.

Зарабатывать Айнар собирался по модели freemium: бесплатный доступ к части видео и полный доступ по подписке за 99 руб. в месяц. Решил протестировать бизнес-идею. На портале vc.ru вышла статья с описанием проекта. Она собрала 6 тыс. просмотров, 680 регистраций на сайте и 78 покупок полугодовой подписки. Но снять ролики предприниматели не успели, а деньги первым подписчикам пришлось вернуть.

За первый год в России успели снять всего шесть роликов. Для развития проекта нужны были деньги, а их у Абдрахманова с партнерами не было. Долги Айнара превышали уже 3 млн руб. Предприниматель с семьей вернулся в Челябинск, чтобы снизить расходы.

Многодетные инвесторы

После переезда Айнар устроился к знакомому в юридическую фирму, начал формировать отдел продаж. Ему удалось вернуть часть долгов и даже заработать $80 тыс., которые он потратил на съемки еще 21 ролика. Было понятно, что в России платить за такой контент мало кто готов — целиться надо сразу на зарубежные рынки. Поэтому ролики снимали в Голливуде. За контент отвечала Ирина Исаева, а за съемочный процесс — Константин Фам, которые перебрались в США. Айнар в съемках не участвовал.

Он в это время продвигал проект в России. В 2014 году принял участие в роуд-шоу «Сколково»: стартапы презентовались инвесторам, лучшие попадали в конкурсную программу StartupVillage. Выступление в Челябинске оказалось успешным — Айнар получил путевку на московский этап конкурса, где выиграл образовательный трек и получил титул «Лучший образовательный проект».

Екатерина Гайка, исполнительный директор рекрутингового агентства NGRS, была ментором проекта во время конкурса и занимала должность замдиректора по образованию и исследованиям IТ-кластера «Сколково». «Ребята большие молодцы, так как осваивают рынки и форматы, которых до них практически не было», — уверена Екатерина. Однако резидентом «Сколково» проекту стать не удалось: по словам вице-президента фонда «Сколково» Александры Барщевской, Babystep не получил одобрения экспертного совета.

Зато на конкурсе Айнар Абдрахманов познакомился с инвестором — основателем фонда Sattva Foundation Андреем Чириковым, отцом троих детей, а позднее его партнером Михаилом Скигиным, у которого детей четверо. В 2015 году они инвестировали в проект $3 млн. Детальные условия сделки не раскрываются, известно, что Абдрахманов остался мажоритарным акционером.

«Когда мы познакомились с Айнаром, моей третьей дочке был год. Мне очень понравилась бизнес-идея и добрая социальная составляющая», — говорит Андрей Чириков, соучредитель фонда Sattva Foundation.

Фото: Владислав Шатило / РБК

По следам Uber

Чириков посоветовал присмотреться к рынку Китая. Во время поездки в Шанхай он обратил внимание на то, как трепетно китайцы относятся к детям. А в 2016 году в Китае вступил в силу закон, отменяющий налог на второго ребенка — в Поднебесной, где уже живет более 1,3 млрд человек, начинается новый бум рождаемости. При этом многие китайцы стремятся походить на европейцев и американцев. Например, в 2016 году 16-летняя британская школьница Бо Джессап заработала $86 тыс. на сайте, который подбирает китайским детям английские имена.

Стартапер решил использовать свой российский опыт — принял участие в конкурсе стартапов Gmic, который в 2010 году выиграл Uber. Команда Babystep отправила заявку, проект прошел в очный тур конкурса и выиграл одну из номинаций. Причем Айнар снова не успел получить визу и не смог поехать на конкурс. Babystep представлял Иван Соловьев, который стал директором в Китае, а готовиться к выступлению ему помогал Андрей Чириков.

Еще год ушел на знакомство и налаживание связей с потенциальными партнерами. По слова Айнара, подписание договора в Китае еще не означает старт сотрудничества. Формальности редко когда соблюдаются, и на все нужно тратить время.

Абдрахманов понял, что нужно изменить бизнес-модель: ролики стали бесплатными для всех родителей. Зарабатывать он решил на рекламе, продаже лицензий и товаров под брендом Babystep.

$3 млн — первый раунд инвестиций от фонда Sattva Foundatian

1050 минутных роликов в библиотеке Babystep.tv

На 8 языков переведены все ролики

$500 стоит производство одного ролика

0–6 лет — возрастная категория детей

800 тыс. подписчиков у Babystep.tv в Китае

200 китайских слов выучил основатель Айнар Абдрахманов

Трудности перевода

Осенью 2015 года команда сняла основную массу библиотеки — еще 1000 роликов. Возрастную категорию увеличили до шести лет, чтобы расширить аудиторию проекта.

Компанию покинули Ирина Исаева и Константин Фам, их доли в компании были выкуплены фондом Sattva Foundation. Уже другая команда продолжила съемку в Лос-Анджелесе. На пике съемок в ноябре 2015 года на производство ушло $400 тыс., $120 тыс. — на закупку оборудования. О съемках договаривались с настоящими семьями и с актерами. В кадре появлялись представители разных стран и национальностей.

Видео было переведено на китайский, русский, английский, корейский, японский, испанский, вьетнамский и португальский языки. К каждому ролику нужно было сделать заставку, разместить логотипы. Из-за большого объема работ и спешки монтажеры часто ошибались. Процесс монтажа решили автоматизировать. За полгода технический директор компании с помощью фрилансеров разработал софт SpaceStation. Он автоматически подкладывает аудиоряд под видео, монтирует заставки, сохраняет ролики в облачном хранилище, выгружает контент на видеоплатформу (например, YouTube), сохраняет и отправляет ссылки. Софт может выгружать до 800 роликов в день. Разработка обошлась в $30 тыс.

По оценке Абдрахманова, SpaceStation помог сэкономить 50 тыс. часов труда. Теперь на производство одного ролика Babystep тратит около $500, раньше себестоимость доходила до нескольких тысяч. Хранятся ролики в облаке Microsoft Azure, корпорация предоставила стартапу бесплатный доступ к серверам.

Гостеприимный Китай

После 1,5 лет бюрократической волокиты Babystep с помощью консалтинговой компании China Window зарегистрировал-таки юридическое лицо в Китае. Сейчас в пекинском офисе работают четыре человека на fulltime и 11 — на part-time, еще есть четыре человека в США и пять человек в России. Абдрахманов в августе закрыл офис в Москве, вместо него планирует снять новый в Пекине.

Ролики Babystep.tv набирают популярность в Китае. Так, за три недели 12 роликов в приложении для мам Baidu собрали 220 тыс. подписчиков, а это самый быстрорастущий канал Baidu. Один из постов на Weibo (китайский Twitter) набрал 460 тыс. просмотров за 4 часа. Ролики Babystep привлекают 80% трафика приложения Ibeiliao (приложение для воспитателей, родителей и собственников детских садов, в котором 8 млн подписчиков). При том, что продвижение в Китае началось только в июле 2016 года.

«Контент Babystep простой и точный: одна минута — одна подсказка для родителей. Это помогает родителям чувствовать, что воспитание — это просто — как раз то, что мы хотим донести. На рынке сложно было найти подобный контент, объясняющий лучший путь развития ребенка», — говорит Тинг Пенг, CEO Ibeiliao, он сравнивает Babystep с энциклопедией для родителей.

«Недостаточно научиться придумывать креатив и наладить производство контента — нужно выстроить правильные каналы дистрибуции и найти свою целевую аудиторию. В этом случае можно масштабировать бизнес», — считает Андрей Бузина, генеральный директор агентства вирусного маркетинга Smetana. По мнению Бузины, за один просмотр рекламодатели готовы платить от 50 коп. до 1 руб. Айнар Абдрахманов говорит, что средняя выручка Babystep сейчас — $30–45 тыс. в месяц.

Например, в августе 2016 года выручка стартапа превысила $44 тыс., при совокупных расходах около $30 тыс. $5 тыс. компании принес договор с вьетнамским телеканалом о вещании, $35 тыс. — продажа лицензии на трансляцию онлайн-ретейлеру Babymaster, и $4 тыс. заплатил за размещение рекламы контент-агрегатор Toutiao.

Стартап подписал договоры о сотрудничестве с Youku (китайский YouTube, принадлежит Alibaba Group), Baidu, Vip.com (крупный китайский ретейлер). В числе партнеров — Ibeiliao, приложение для родителей Babytree.com (50 млн пользователей), видеоплатформа Iqiyi.com, приложения для детских садов Huivo.com и Bbtree.com. По подсчетам Айнара, эти контракты принесут проекту $300 тыс. выручки до конца года.

Вице-президент Youku Вей Гу считает Babystep одним из важнейших поставщиков контента о воспитании, который отличается от конкурентов профессионализмом и интернациональным подходом — то, что нужно китайским семьям. «А еще мы добавляем функцию, которая позволяет купить товар из ролика прямо во время просмотра, — еще один быстрый способ монетизации контента», — говорит он.

Кругом Babystep

Заработки на рекламе и продаже контента — не основная цель Айнара Абдрахманова. Задача — создать узнаваемый бренд для родителей и зарабатывать на продаже лицензий для производителей товаров и услуг. Как это удалось, например, студии «Анимаккорд», создателю популярного в Китае мультсериала «Маша и Медведь».

Евгений Бутман, основатель и совладелец компании Ideas4retail, представляющий в России бренды Imaginarium, Hamles, Mamas&Papas, с Айнаром Абдрахмановым знаком и верит в перспективы его проекта. «Детский ретейл самый защищенный сегмент рынка. Родители могут ходить оборванными и голодными, но при этом не будут тратить меньше денег на детей», — считает предприниматель.

Как заработать на видео

Есть несколько основных способов монетизации контентных видеопроектов: реклама и спецпроекты, доступ к видео по подписке, продажа прав на использование материалов и продажа товаров и услуг.

На одном полюсе производства видеоконтента находятся видеоблогеры. Например, канал бьюти-блогера Мишель Хан оценивается в $800 млн, она продает подписку на коробку с пробниками косметики, а The Honest — оценка проекта больше $1,7 млрд — продает через интернет косметику собственного производства. Эти компании в 2015 году привлекли по $100 млн инвестиций.

На другом полюсе — мировые гиганты вроде Marvel и Disney.

Российским блогерам пока не удалось привлечь внимание международной аудитории, а из компаний-производителей видеоконтента это удалось только тем, кто работает на детскую аудиторию. Российские проекты, которые сумели закрепиться на международном рынке, — это в первую очередь мультики «Смешарики», «Фиксики», «Маша и медведь». Например, мультик «Маша и медведь» включили в список «250 телешоу, которым суждено стать классикой», он получил американскую премию Kidscreen Awards, один из эпизодов преодолел на YouTube отметку в 1 млрд просмотров. Товары по лицензии российских аниматоров продаются по всему миру.

Айнар Абдрахманов ищет партнеров — производителей детских товаров в России: косметики, бытовой химии, одежды, игрушек, книг. Он считает, что после падения рубля в России производить выгодно даже для китайского рынка. Товары, особенно «эко» — детскую мебель и косметику — можно экспортировать в Китай с наценкой более 50%.

Предприниматель договорился с группой компаний «Тополь», лидером по производству детской мебели в России. «Мы разработали 5–6 тестовых образцов, а сейчас переходим к промышленному производству», — говорит Никита Семенов, генеральный директор Topol Group. На разработку образцов ушло $50 тыс., к концу года 10 тыс. детских стульев Babystep поступят в продажу.

Пятилетний сын Айнара Абдрахманова недавно начал изучать китайский язык. Как бы ни развивался проект Babystep.tv, его отцу понятно, что работать с китайцами придется все больше.

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали