Свое дело, 26 ноя 2014, 14:12

Российские интернет-магазины стали интересны иностранным покупателям

Российские интернет-магазины перестают быть интересны только отечественным покупателям, свидетельствует свежее исследование Ipsos, проведенное при поддержке PayPal. У многих из них 5-10% выручки приносят иностранные покупатели. Вклад иностранцев мог быть и выше, если бы экспорту товаров из России не мешала позиция таможенной службы, из-за которой многие предприниматели вынуждены работать «в серую»
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

По итогам 2013 года объем российской интернет-торговли оценивался аналитиками InSales (одна из самых популярных платформ для интернет торговли в России) в 470 млрд руб., в том числе на трансграничную торговлю пришлось около 30% (покупок россиянами товаров за рубежом). Сводных данных по продажам российских интернет-магазинов заграницу не существует. «Мы публичная компания и данные по странам мы, к сожалению, не раскрываем», – заявил РБК Владимир Малюгин, председатель правления НКО «ПэйПал РУ». Опрошенные РБК интернет-магазины, которые активно продают свои товары и услуги иностранным клиентам, говорят, что на трансграничные продажи у них приходится 5-10% выручки. По словам главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, размер интернет-торговли «вовне»  микроскопический.

Букет для дамы

Артур Биктимиров, владелец московской компании «Флора Экспресс», начал свой бизнес по доставке цветов в 2005 года еще в Алма-Ате. «Мы изначально ориентировались на иностранных клиентов, поэтому нанимали сотрудников, которые говорят на иностранных языках»,  рассказал он РБК. Бизнес рос, сначала Артур перебрался в Томск, а в 2008 году перевел бизнес в Москву. «Клиенты-иностранцы покупают букеты для доставки в России и в Казахстане, – рассказывает Биктимиров. – Дешевле заказать у нас напрямую, чем на французском сайте с доставкой в Москве». Таких клиентов у «Флоры Экспресс» около 5%. По словам Биктимирова, иностранные клиенты более скупые, чем российские. «Они заказывают скромные букеты в семь роз, а русская душа более щедрая, любит, чтобы было «дорого и богато», – рассказывает Артур.

2 млн трансграничных платежей в день обрабатывает PayPal по всему миру

44% российских интернет-покупателей покупают товары в Китае

56% россиян, которые делают покупки в зарубежных интернет-магазинах, приобретают там одежду

42% российских интернет-покупателей покупают только в отечественных интернет-магазинах

80% покупателей приобретают товары за рубежом ради экономии денег и столько же – идут в иностранные магазины ради бОльшего выбора товаров

Источник: PayPal

Георгий Сухоржевский, владелец проекта «Обрадовал.ру», прямого конкурента «Флоры Экспресс», нашел иностранных заказчиков случайно. «Мы искали более низкие ставки на рекламу в «Яндекс.Директ» и AdWords и обнаружили, что запрос в виде «Доставка цветов в Москву», сделанный из Нью-Йорка, стоит в несколько раз дешевле, чем такой же запрос из Москвы, – рассказал он РБК. – Начав такую рекламу, мы получили первых клиентов иностранцев». За последние полгода 11% всех заказов на «Обрадовал.ру» имели иностранного заказчика. Роста, по словам предпринимателя, удалось достичь, в том числе, и благодаря подключения PayPal.

«Главная проблема с иностранными клиентами в том, что практически все банки в России сейчас используют технологии защиты карт при интернет-транзакциях (3D Secure и пр.), это одно из условий для более низких ставок по интернет-эквайрингу, а многие американские банки их не поддерживают, в итоге операции по карте не проходят, – рассказывает Сухоржевский. – PayPal позволяет решить эту проблему, поскольку оплата происходит через систему, а не напрямую с карты». Сейчас оплата PayPal на «Обрадовал.ру» на втором месте после банковских карт. «С начала приема платежей через систему PayPal наш оборот увеличился на 4%»,  отмечает Биктимиров из «Флоры Экспресс».

Предприниматели не отрицают, что иностранными их заказчики являются только по месту пребывания и оплаты. «Многие из них – выходцы из СССР, говорят по-русски, – отмечает Георгий Сухоржевский. – У них остались родственники в России, вот они и дарят им цветы». Биктимиров отмечает, что появляются и настоящие иностранцы, которых с Россией связывает не столько прошлое, сколько настоящее. «Российский рынок электронной торговли находится в начале своего «трансграничного» развития. Сейчас здесь у не-русскоговорящих покупателей лидируют сегменты путешествий и цифрового контента (такие как игры), т.е. товары, которые чаще всего покупают именно в Сети», – отмечает Владимир Малюгин.

Игры и мотошлемы

Интернет-магазин Hobbygames.ru создавался для продаж настольных игр и сувенирной продукции. «Изначально у нас не было английской версии сайта, иноговорящие покупатели были вынуждены делать заказ, используя Google-переводчик, из-за чего было много сложностей в обработки заказов, – рассказывает РБК Анна Шевелева, представитель крупнейшего российского производителя HobbyWorld, которому принадлежит интернет-магазин. – Мы специально сделали английскую версию для зарубежных клиентов, а в качестве оплаты стали использовать PayPal». По словам Шевелевой, сейчас из 200 интернет-заказов с доставкой 1-5% приходится на доставку зарубеж. «В предпочтениях русскоязычной диаспоры за границей  настольные игры, а иностранцы предпочитают сувенирную продукцию», – отмечает Анна.

Обсуждаемое уже больше года ограничение на сумму покупок россиян в иностранных интернет-магазинах уже начало действовать. По словам главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, 81% россиян, делающих покупки за границей, убеждены, что разовый размер сделки уже ограничен €150. «Из-за этого по итогам 2014 года «Почта России» может отчитаться о двукратном росте числа входящих в страну посылок: с 38 до 70-90 млн шт.», – сообщил он РБК.

Владелец интернет-магазина мотошлемов «НЛО-Мото» Павел Апарицкий изначально ориентировался на зарубежных покупателей. «Мы продаем мотошлемы в стилистике «Хищник», «Чужой» ручной работы в разные страны уже пять лет, – рассказал он РБК. – Из-за высокой стоимости (около 30 тыс. руб. за шлем) нашим клиентам в США и Европе было очень важно быть уверенным в том, что их деньги не попадут мошенникам, поэтому мы начали сотрудничать с PayPal из-за программы защиты покупателей».

Серая дымка

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов отмечает, что вклад иностранных продаж российских интернет-магазинов в общий объем онлайн рынка «микроскопический». «Хотя это мировой тренд, который сильно влияет на темпы роста рынка в целом», – заявил он РБК.

Георгий Клименко, глава Ассоциации развития электронной торговли (АРЭТ), отмечает, что главным сдерживающим фактором развития трансграничной торговли является российское законодательство. «Американский фермер может легко продать свой мед заграницу: вызовет курьера почты США и легко оформит все документы, а в России так сделать невозможно, – рассказывает РБК Клименко. – Российский интернет-магазин не может оформить отправку почтой на экспорт. Юридически это очень сложно и процедуры не совсем понятны». В результате, по словам Клименко, многие предприниматели, которые, например, продают товары народных промыслов, заводят склады в Прибалтике, куда вывозят свои товары «в серую» в чемоданах, либо отправляют их из России от имени физлица. «В таком случае это не бизнес: деньги получает одна организация, а отправку осуществляет другая, но таковы российские реалии», – отмечает глава АРЭТ.

Представитель одного из интернет-магазинов на условиях анонимности подтвердил РБК, что отправка товаров за границу происходит посылками от имени физического лица. «Мы пробовали отправлять EMS от имени организации, но 80% возвращалось таможней без каких-либо пояснений», – отмечает представитель интернет-магазина.

По словам Иванова, участники рынка сейчас пытаются убедить ФТС сделать процедуры экспорта столь же простой и понятной, как импорта. «Конечно, нужно решить вопрос с возмещением НДС при экспорте», – отмечает Клименко. Еще одна задача – стимулировать Почту России заключать межпочтовые соглашения с почтовыми службами других стран, чтоб тарифы на экспортную доставку не суммировались, добавляет Иванов. «Если говорить только о рынке стран СНГ, то получение доступа к нему позволило бы увеличить масштаб рынка на 60%», – отмечает глава НАДТ.

Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты