Свое дело, 29 мар 2017, 10:00

Олимпийский резерв: как российский стартап привлек полмиллиарда из Китая

Дмитрий Медведев и Олимпиада в Сочи помогли выпускникам МФТИ выйти на новый рынок и провернуть на нем крупнейшую сделку. За контрольный пакет компании CDNvideo инвесторы из Китая согласились заплатить около 500 млн руб.
Читать в полной версии
(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Основатели CDNvideo лучше многих помнят, как в июне 2010 года Дмитрий Медведев приехал в Кремниевую долину и в штаб-квартире Apple ему показали самые передовые разработки. Глава компании Стив Джобс подарил российскому лидеру новейшую на тот момент модель iPhone — четвертого поколения. Но когда тот решил посмотреть на новом смартфоне эфир телеканала «Россия», случился конфуз: контент не загружался по мобильным сетям.

Чтобы решить проблему с передачей данных, ВГТРК требовался либо специализированный и дорогостоящий софт, либо подрядчик, который мог бы оказывать услуги по трансляции мобильного видео под ключ. Компаний, предлагающих технологии ускоренной доставки онлайн-контента, было всего две — CDNvideo и Ngenix. Причем услуги по доставке мобильного контента предоставляла только первая. Ее и выбрала ВГТРК.

Так у компании, зарегистрированной всего за три месяца до поездки Дмитрия Медведева в Америку, появился первый крупный клиент. Ярослав Городецкий и Сергей Ивленков, основатели CDNvideo, располагали технологией кэширования видео, которая в разы увеличивает скорость загрузки видеотрансляций через интернет, передавая их по свободным каналам. Они опередили время и сумели на этом неплохо заработать.

Как работает технология ускоренной передачи мобильного видео

При стандартной видеотрансляции IP-камера вещает контент сразу в интернет. Это большой поток данных, который далеко не всегда корректно отображается на устройствах пользователей.

Технология CDNvideo предполагает, что видеоконтент сначала передается на сервер сети, тот обрабатывает поток и распространяет его дальше, на следующие уровни серверов. Интеллектуальный балансировщик определяет, с какого узла лучше всего отдавать поток видео каждому конкретному посетителю сайта. Именно это и страхует трансляцию от перегрузки: серверы находятся в крупных дата-центрах или узлах обмена трафиком. Иногда скорость передачи данных при использовании технологии вырастает на порядок.

Основные игроки российского рынка обработки видеоконтента — CDNvideo, Ngenix (входит в «Ростелеком»), «МегаФон», SkyparkCDN и CDNnow, крупнейшие зарубежные конкуренты — Level3 и Akamai. Принадлежащую CDNvideo долю российского рынка Ярослав Городецкий оценивает в 40%, примерно столько же занимает Ngenix, остальные игроки делят оставшиеся 20%.

Инвесторы-одноклассники

«Сергей у нас «технический мегамозг», его роль в создании стартапа фундаментальна — он выстроил все процессы», — говорит Городецкий о своем партнере Сергее Ивленкове. Сам «мегамозг» от интервью наотрез отказался.

Познакомились бывшие партнеры «на картошке» в Дмитровском районе Подмосковья, куда приехали студентами Московского физико-технического института (Физтеха). После получения диплома Ивленков остался в аспирантуре, где занимался изучением предсказаний погоды. А Городецкий устроился стажером во французскую телекоммуникационную компанию Orange. «В первый же день меня чуть не уволили: я не умел собирать компьютеры, а для них это было важно», — смеется Городецкий. В итоге из корпорации он ушел только через девять лет, дослужившись до начальника отдела новых продуктов: «Именно в Orange я научился системному подходу в управлении коллективом, это очень помогло выстроить структуру в собственном стартапе».

Возможность запуска совместного бизнеса друзья впервые обсудили в 2008 году. Но из-за кризиса не нашли инвесторов. «Мы искали деньги у знакомых банкиров и в различных фондах, в том числе в Almaz Capital, — вспоминает Городецкий. — Но все они почему-то не очень верили в успех». Проблема была в том, что партнеры изначально хотели поставлять клиентам дорогие (по $100 тыс.) программные и аппаратные CDN-комплексы, и инвесторы не верили, что производители видеоконтента станут их покупать.

Спустя пару лет Городецкий понял, что на недорогой массовый CDN-сервис с ежемесячной оплатой спрос может быть выше. Решили снова искать инвесторов, причем сперва в ближнем круге. Поиски увенчались успехом — в роли инвесторов выступили два одноклассника по математическому классу 315-й московской школы и друг Городецкого и Ивленкова. В марте 2010 года партнеры зарегистрировали CDNvideo. Инвесторы в обмен на несколько сотен тысяч долларов получили 60% новой компании.

Ярослав Городецкий (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Они сняли офис в государственном технопарке «Строгино». Это было удачное решение: платили 15 тыс. руб. аренды в месяц — это 40% от рыночной стоимости. «Кроме льгот на аренду нам дали компьютеры, телефоны, переговорные комнаты, можно было просто прийти и работать», — говорит Городецкий.

Но денег все равно хватило только на полгода — все ушло на зарплату совладельцам и покупку серверов, которые поставили в четырех российских городах и в Киеве. «С технической точки зрения строить сеть не очень сложно: покупаешь серверы, отправляешь их в дата-центр, а затем удаленно настраиваешь, — говорит Городецкий. — На установку в одном дата-центре у нас уходило в среднем две недели. Гораздо больше времени занимают переговоры с операторами связи об установке нашего оборудования на их стойках».

На маркетинг и продвижение новых услуг средств уже не оставалось. Поэтому простенький сайт партнерам сделал их одногруппник за 5 тыс. руб., еще за 3 тыс. руб. другой знакомый нарисовал первый логотип. Партнеры поехали на профильную для интернетчиков конференцию РИФ: на стенд денег не было, так что Городецкий и Ивленков напечатали огромные бейджи с логотипом своей компании, которые нацепили на себя, а один — на нанятую танцовщицу из стрип-клуба.

Девушка привлекала внимание айтишников, и компании удалось заманить первого клиента, IТ-компанию «Софтлайн». Ей требовалась видеотрансляция для конференции. Дебют прошел успешно, и с поиском новых клиентов стало проще. «Но очень хотелось клиентов и покрупнее», — говорит Городецкий.

И судьба преподнесла партнерам «кремниевый» подарок. Вслед за ВГТРК клиентами молодой компании стали «Шансон ТВ» и другие музыкальные телеканалы. За лето партнеры набрали почти 20 клиентов. Уже через девять месяцев, к концу 2010 года, CDNvideo вышла на окупаемость, а с февраля 2011-го стала работать с прибылью. В 2011 году услугами CDNvideo заинтересовался «Первый канал».

«Мы очень удачно попали в рынок, как раз в момент, когда все начало расти, — рассказывает Городецкий. — В регионах строили широкополосный интернет, появилась возможность транслировать видео. К тому же закончился кризис, стало больше денег».

Что такое CDNvideo

Согласно данным СПАРК, основателям CDNvideo — гендиректору компании Ярославу Городецкому и техническому директору Сергею Ивленкову — принадлежит 18,75 и 11,25% соответственно. По 15% у Светланы Ефимовой, Павла Журавлева и Лидии Зибровой. Оставшиеся 25% — у фонда «Лидер инноваций». Оборот компании в 2015 году составил 156,7 млн руб., прибыль — 18,2 млн руб. В связи с продажей компании актуальную финансовую информацию владельцы не раскрывают, но признают, что выручка значительно выросла в 2016 году.

Сеть компании сейчас насчитывает 400 серверов в 33 точках обмена трафиком, расположенных в крупных российских городах и за границей — в Амстердаме, Франкфурте, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Чикаго, Сингапуре, Астане, Алма-Ате, Киеве, Кишиневе и Минске.

СDNvideo обеспечивала трансляции нескольких прямых линий с президентом РФ, «Евровидения», чемпионатов Европы по футболу (в 2012 и 2016 годах), чемпионата мира по футболу и хоккею (в 2014–2016 годах), в последние годы — парадов Победы. В числе клиентов CDNvideo — федеральные телеканалы, интернет-телевидение, медиахолдинги, интернет-магазины, разработчики онлайн-игр и проч.

Бизнес в прямом эфире

В 2014 году СDNvideo оказалась в числе технических подрядчиков Олимпиады в Сочи. Чтобы получить этот контракт, Ярославу пришлось пойти ва-банк. «Была задача за пару месяцев до Олимпиады в два раза расширить емкость сети, — вспоминает Городецкий. — Свободных денег у нас не было, но заказ был очень соблазнительный». Тогда предприниматель, заручившись лишь обещанием финансирования, начал вносить предоплату поставщикам оборудования. Оно приехало 1 февраля, когда до открытия Олимпиады оставалось шесть дней. Нужно было расставить, протестировать, запустить в работу серверы. «Мы работали сутками. Да, рискнули, но в итоге все получилось — успешная трансляция увеличила наш вес на рынке», — уверяет Городецкий.

Гендиректор конкурирующей компании Ngenix Константин Чумаченко говорит, что рынок молодой и появление нового игрока не особо повлияло на его бизнес: «Пользоваться услугами нескольких операторов CDN — распространенная стратегия среди крупных заказчиков. Часто клиент подключает второй и даже третий CDN для резерва, особенно если для веб-сайта характерны всплески пользовательского интереса. Например, ВГТРК пользуется услугами нескольких российских операторов CDN и распределяет трафик между ними по типу доставляемого контента».

Фото: Владислав Шатило / РБК

Другой профильный игрок — компания Skypark — вышел на рынок в 2013 году. По словам ее представителя Артура Лаута, вместе с Ngenix и CDNvideo компания сейчас входит в тройку главных российских CDN-операторов.

Городецкий говорит, что Ngenix имеет большой опыт в телекоммуникациях, а сильная сторона СDNvideo — программирование. Поэтому она смогла придумать больше услуг для видео, например мобильное онлайн-вещание. «Тогда никто не верил в мобильное видео, а мы сразу поняли, что нужно фокусироваться на нем», — объясняет Городецкий.

Основные деньги компании приносит сейчас трансляция видео, его доля в структуре выручки больше 70%, еще около 20% приносит ускорение загрузки приложений и игр, доля остальных направлений — например, увеличение дохода с интернет-вещания, прием и кодирование потока со спутника, навигация по прямому эфиру — оставшиеся 10%. Как правило, клиенты платят в зависимости от трафика — от 3 тыс. руб. в месяц, крупные клиенты могут приносить несколько десятков тысяч рублей в месяц.

Курс на Восток

На одной из профильных конференций партнеры познакомились с представителями венчурного фонда «Лидер инноваций». И в 2014 году он стал инвестором компании. Объем инвестиций Городецкий не раскрывает, но говорит, что на сей раз получил на «порядок больше первого транша» от друзей-одноклассников. В самом венчурном фонде на запрос РБК не ответили.

От «Лидера инноваций» партнеры получили не только деньги, но и будущего стратегического инвестора. Летом 2016 года их познакомили с китайской компанией ChinaNetCenter, которая захотела приобрести контрольный пакет СDNvideo. Финансовым консультантом сделки стал инвестиционный банк «ВТБ Капитал». Сеть доставки контента ChinaNetCenter владеет 40 тыс. серверов, емкость сети составляет 20 Тбит/c. Капитализация ChinaNetCenter на Шэньчжэньской фондовой бирже — 38,87 млрд юаней, около $5,6 млрд.

К этому времени Городецкий уже несколько лет безуспешно пытался организовать глобальную экспансию. Впервые он поехал в Китай в 2015 году, по приглашению «Сколково». «И сразу полюбил и культуру, и самих китайцев — за работоспособность и дотошность», — поясняет Городецкий. Вряд ли дело только в культуре, китайский рынок привлекателен для всех — он огромный, сравним по масштабу с американским, но конкуренция при этом намного меньше, притом что отрасль довольно развита.

Год спустя Городецкий снова поехал в Китай, выступал на «Русском дне» на Всемирном мобильном конгрессе в Шанхае. Привез и нескольких новых клиентов — например, известного местного издателя, компанию Opogame.

Юго-Восточная Азия настолько обнадежила Ярослава, что он решился открыть сейлз-офис в Сингапуре. Партнеры наняли там продавца, но вскоре оказалось, что все не так просто. «Сингапур хорош для досуга — вид с небоскребов и так далее, а вот для бизнеса — нет», — считает Городецкий. Продаж не было, продавца уволили, CDNvideo потеряла более 2 млн руб.

Не получилось закрепиться и на европейских рынках: «В Великобритании, Германии, Австрии не протолкнуться». За пределами СНГ продавать услуги получается лишь в странах Ближнего Востока, например в Израиле и Палестине. Лучше всего услуги продаются в Китае, но все равно это небольшие контракты.

В прошлом году из очередной поездки в Китай Городецкий привез книгу Сунь Цзы «Искусство войны» и подарил ее партнеру, Сергею Ивленкову. «Это точно был знак, что наша восточная история только начинается», — смеется Городецкий. Вскоре на него вышли представители ChinaNetCenter. Им понравился темп развития CDNvideo: если к концу первого года работы емкость сети была 50–100 Гб/с, сегодня — 1 Тбит/c. Изначально было пять сотрудников, включая основателей, сейчас — 60, а клиентская база выросла с 20 до 400 клиентов.

Интересен китайцам и сам российский рынок. В первую очередь как плацдарм для освоения евразийского и ближневосточного пространства. «У китайских компаний достаточно ресурсов для разработки своего ПО, потому маловероятно, что их интересуют российские технологии, — говорит гендиректор Ngenix Константин Чумаченко. — Можно предположить, что целью сделки является желание получить доступ к сетевой инфраструктуре российских операторов и офис с компетентной командой для продажи собственных решений. Это может стать основой для экспансии китайского онлайн-ретейла и видеосервисов».

За контроль над российской компанией китайская ChinaNetCenter готова заплатить порядка 500 млн руб., сделка закрывается в апреле 2017 года. Свои доли продают только инвесторы — венчурный фонд «Лидер инноваций» и три других акционера, которым в общей сложности принадлежит 70%. Ярослав и Сергей останутся акционерами и операционными руководителями. При этом Городецкий убежден, что 0,5 млрд​ руб. — не такая уж и высокая оценка для его стартапа.

Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств