Кушать подано: где в условиях санкций рестораны берут камамбер и устриц
Запрещенные к ввозу в Россию продукты, как оказалось, можно найти и у отечественных производителейСыр с плесенью с Кубани и Белгородчины
ООО фирма «Калория» (Краснодарский край, Каневской район, станица Стародеревянковская)
Основной вид деятельности: производство обработанного жидкого молока
Виды продукции: сыр с голубой плесенью «Кубань Плезир» (1200 руб. за кг); три вида с белой плесенью, в том числе «Плезир» (1000 руб. за кг) и «Рависман» (800 руб. за кг).
Выручка в 2013 году: 1,44 млрд руб., чистая прибыль: 44 млн руб.
Основной владелец: генеральный директор Наталия Буева (65,4%)
Идея производить сыр с плесенью у Наталии Буевой возникла в середине 2000-х годов. «Мы долго к этому шли: сами не очень верили, потом долго искали поставщиков оборудования и плесневых культур, иностранцы не хотели предоставлять технологию, – рассказывает РБК заместитель гендиректора фирмы «Калория» Татьяна Садовая. В 2008 году производство сыров с плесенью было запущено, но особого спроса на продукцию не было: изготавливали по 4-7 тонн сыра в месяц при мощностях в 30 тонн.
В ожидании роста спроса в сентябре компания полностью загрузила производство, говорит Садовая: «Мы уже почти втрое увеличили продажи, до 13 тонн, и в сентябре сделали закладку по максимуму: после вызревания нового сыра через 20–30 дней мы сможем выйти на мощности в 30 тонн». По ее словам, для вызревания сыра с голубой плесенью нужно больше времени, поэтому резко увеличить его производство сложно. «Мы также хотим начать производство сладких творожных продуктов, чтобы занять освободившуюся нишу», – рассказывает Садовая.
ЗАО «Таммолоко» (Белгородская обл., Яковлевский район, пос. Томаровка)
Основной вид деятельности: переработка молока и производство сыра
Виды продукции: камамбер Blanc с грибами и камамбер Blanc с грецким орехом (цена 65 руб. за упаковку в 125 грамм)
Выручка в 2013 году: 1,06 млрд руб., чистая прибыль: 28,9 млн руб.
Основной владелец: СПК «Дружба» имени Васильева (бывший колхоз)
«Пробиться в сети было невозможно», – вспоминает гендиректор фирмы «Таммолоко» Ольга Ткаченко. Ее компания – единственный производитель камамбера в России. Производство было создано еще в 2006 году, но продукция продавалась только на локальном рынке – в Белгородчине. «После санкций заказов стало поступать очень много со всей России, и сейчас мы почти всем уже отказываем», – рассказывает Ткаченко. Мощности по камамберу у «Таммолоко» – всего шесть тонн в месяц, в лучшем случае компания сможет закрыть спрос в соседних областях. По словам Ткаченко, крупнейшим покупателем российского камамбера в сентябре стала сеть «Магнит»; она же крупнейший клиент фирмы «Калория». Оба производителя собираются увеличивать мощности по производству сыра, но прежде хотят закрепиться на рынке. «Строить экономику только на временном запрете импорта глупо, - считает Ткаченко. – Я не думаю, что запрет продлится больше года».
Устрицы с Дальнего Востока
Основной вид деятельности: оптовая торговля
Виды продукции: несколько десятков сортов рыбы и моллюсков
Выручка и чистая прибыль в 2013 году: данные не раскрываются
Основной владелец: генеральный директор Александр Ежель (100%)
Александр Ежель занимается поставками рыбы и морепродуктов более 10 лет и принципиально делает ставку на продукцию из российских морей. «Я уверен, что Россия способна полностью обеспечить себя рыбой и морепродуктами, для этого нужно создать инфраструктуру и снизить вмешательство чиновников», – говорит он в интервью РБК. Запрет на ввоз рыбы и морепродуктов позитивно сказался на деятельности его ТД «Жемчужина». «Наши поставки креветок из Мурманска за последний месяц выросли в четыре раза – до восьми 17-тонных контейнеров», – говорит предприниматель. Он ожидает, что в ближайший год сможет удвоить поставки сахалинских устриц на рынок, доведя их до 600 тонн.
Мраморная говядина из Воронежа
ООО «Заречное» (Воронежская обл., Рамонский район, с. Ступино)
Основной вид деятельности: разведение крупного рогатого скота
Виды продукции: основная линейка натуральной говядины «Заречное» и премиальный бренд ПРАЙМБИФ
Выручка в 2013 году: 147 млн руб.
Основной владелец: генеральный директор Сергей Ниценко (100%)
Сергей Ниценко с сыном Ильей приступили к реализации животноводческого проекта по откорму бычков в Воронежской области шесть лет назад. «Мы не планировали и не знали, что в Россию запретят ввоз мяса из США и Австралии», – говорит в интервью РБК Илья Ниценко. Они начали с разведения бычков ангусской породы, создания ферм и откормочных площадок по самым современным технологиям. Инвестиции в проект превысили 8 млрд рублей (70% средств предоставил Сбербанк). В декабре этого года «Заречное» должно выйти на проектную мощность по производству 120 т мяса в сутки. «До того, как у нас появился продукт, многие высказывали скептицизм, – признается Ниценко. – Теперь спрос со стороны ресторанов намного превышает наши мощности». По словам предпринимателя, компания уже ведет переговоры с торговыми сетями: «У нас уникальный продукт, и это привлекает их».
Моцарелла из Брянска
ЗАО «Умалат» (г.Севск, Брянская область)
Основной вид деятельности: производство сыра
Виды продукции: моцарелла (классическая в воде, маленькими «шариками» и для пиццы), рикотта и маскарпоне
Объем выпуска: 330 тонн в месяц
Выручка в 2013 году: 757 млн руб., чистая прибыль: 1,8 млн руб.
Основной владелец: Алексей Мартыненко (95%)
Компания «Умалат» – лидер на отечественном рынке свежих итальянских сыров. В 2011 году владелец компании Алексей Мартыненко решил дать российской моцарелле иностранное название, чтобы успешнее конкурировать с европейскими поставщиками. Так появился флагманский бренд компании Unagrande, разработанный агентством LMH Consulting. С тех пор объем продаж моцареллы, на которую приходится больше половины бизнеса «Умалата», увеличивается ежегодно на 30–50%, при том, что рынок мягких сыров в России в целом растет только на 15% в год. В конце августа, после введения продуктового эмбарго, спрос на продукцию линейки Unagrande увеличился в несколько раз, говорит Мартыненко. Особенно активно стали обращаться к компании рестораны, которые до этого предпочитали импортные сыры – немецкой марки Zott и итальянской Galbani. «Санкции скорее осложнили нам жизнь, мы стали расти слишком форсированно», – говорит Мартыненко: если в прошлом году заводу удавалось удовлетворять около 90% заказов, то сейчас компания справляется лишь с 60–70%. Спрос на рикотту вырос в два раза, но его удается закрыть, а вот производство маскарпоне не покрывает и половины спроса, рассказывает предприниматель. Сейчас рестораны стали заказывать 10–15 тонн сыров Unagrande в месяц (в основном, заказчики – столичные заведения), из-за этого «Умалату» пришлось отказаться от производства брынзы и феты в пользу итальянских сыров.
До конца года, планирует Мартыненко, «Умалат» выйдет на объем производства 400 тыс. тонн в месяц по всем сырам, по Unagrande – на 180-200 тыс. т в месяц.
Осложняет бизнес то, что в России цены на молоко почти на 30% выше по сравнению с европейскими, из-за санкций в зимний период разрыв может стать двукратным. Но компания все равно планирует расширять производство: к февралю «Умалат» ждет поставку оборудования почти на 50 млн рублей, которое позволит увеличить мощность на 25-30%. Еще до введения санкций основатели фирмы планировали построить крупный завод, инвестиции в который должны составить более 1,5 млрд рублей. «Скорее всего, за этой суммой мы пойдем в банки – посмотрим, как государство на деле поддержит российского производителя», – говорит Мартыненко.
Ягоды из Карелии
Основной вид деятельности: сбор и переработка грибов и ягод
Владельцы: семья Самохваловых
Выручка и прибыль за 2013 год: данные не раскрываются
Основатель компании Николай Самохвалов начал свой бизнес еще в 1991 году. Теперь «Ягоды Карелии» – один из крупнейших производителей дикой ягоды и грибов в России, а в Костомукше семье Самохваловых принадлежат несколько торговых центров и собственная строительная компания. «От запрета на ввоз ягод из США и Европы мы особо не выиграем, – объясняет в интервью РБК коммерческий директор компании Александр Самохвалов. – Дело в том, что оттуда шла садовая продукция, которая дешевле нашей в 2-3 раза». По словам Самохвалова, в России почти нет таких производств, а значит, на рынок хлынет продукция из Китая. «Единственный освободившийся для нас сегмент – это садовая клюква, основным поставщиком которой были США», – говорит коммерческий директор «Ягод Карелии». Общий объем российского рынка он оценивает в 3000 тонн, из которых на «Ягоды Карелии» приходилась тысяча тонн, остальное – импорт. «Восполнить разницу в 2000 тонн мы, конечно, не сможем, – говорит он. – Но и везти клюкву особо неоткуда, значит, цены на нее в ресторанах и магазинах вырастут». До санкций американская клюква закупалась по цене $1 за кг (с учетом доставки – $1,6 кг), тогда как дикорастущая от «Ягод Карелии» продается по цене $3 доллара за кг.