Бухгалтерия, косметика и шины: десятка победителей рейтинга франшиз
Франшизы становятся все популярнее в кризис: многие франчайзоры идут навстречу предпринимателям — снижают взносы, отдают свою продукцию на реализацию и выходят в малые города. Кто из франчайзоров оказался самым успешным в 2015 году — смотрите в галерее РБК
1С
Бухгалтерия в облаках: как заработать на сотрудничестве с 1С
Одна из старейших российских франшиз — ставку на франчайзинг основатель компании Борис Нуралиев сделал еще в 1994 году. Это помогло 1С опередить конкурентов и стать крупнейшим поставщиком софта для автоматизации бизнеса в России. С тех пор решения 1С начали использовать более 1,5 млн российских компаний, а в сегменте малого и среднего бизнеса программы 1С стали отраслевым стандартом. Внедрением 1С занимается армия из более чем тысячи программистов. Сейчас Нуралиев хочет повторить успех на рынке бухгалтерского учета — у нового направления компании «1С: Бухобслуживание» более 250 франчайзи, но со временем их станет не меньше, чем у «1С: Франчайзинг», уверен Нуралиев.
«Консультант плюс»
Основатель справочной правовой системы «Консультант плюс» Дмитрий Новиков основал компанию еще в 1992 году, когда разошелся с партнером Дмитрием Першеевым (тому достался бренд «Гарант»). С тех пор бывшие партнеры конкурируют. Судя по исследованию ВЦИОМа от 2015 года, «Консультант плюс» — самая распространенная справочная правовая система в России, ее используют в работе юристы, бухгалтеры и другие специалисты. Система включает свыше 90 млн документов федерального и регионального законодательства, а также судебных решений, финансовых консультаций и комментариев. В самой компании не называют свою сеть франчайзинговой, несмотря на то что заключают с партнерами договоры коммерческой концессии. Сейчас сеть состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.
Yves Rocher
Yves Rocher стала второй после McDonald’s международной сетью, пришедшей на российский рынок в 1991 году. Сейчас в России работают порядка 270 бутиков Yves Rocher, которые предлагают больше 1 000 видов косметики и парфюмерии. Магазин франчайзи Yves Rocher должен располагаться на одной из центральных улиц города или на первом этаже торгового центра с высокой проходимостью. Инвестиции в открытие, по данным сайта rarf.ru, составляют около 4 млн руб., которые должны окупиться за 1–3 года. При этом, по данным сайта beboss.ru, первоначальный взнос и роялти для франчайзи отсутствуют.
В 2015 году Росстат зафиксировал рекордное для участников количество досрочных расторжений договоров с Yves Rocher — 211. В самой компании это объяснили «оптимизацией документооборота с текущими франчайзи».
Инвитро
Деньги на крови: стоит ли открывать по франшизе пункт приема анализов
Компания «Инвитро» — лидер на рынке проведения лабораторных анализов. Сеть лабораторий включает более 800 собственных и партнерских точек и 9 лабораторных комплексов. «Инвитро» предлагает спектр услуг из 1 700 видов исследований, за которыми в год обращаются 8 млн человек. Компания сотрудничает и с корпоративными клиентами — это больше 2,3 тыс. государственных и частных клиник, фармацевтических и страховых компаний. Чтобы запустить лабораторию, необязательно иметь медицинское образование: каждого франчайзи в «Инвитро» курирует администратор-медик, который отвечает за медицинскую часть офиса, и менеджер отдела франчайзинга, который помогает партнеру с экономической частью бизнеса. Головная компания предоставляет франчайзи расходные материалы, обеспечивает логистику и работает с местными врачами, чтобы те рекомендовали сдавать анализы в правильном месте.
Гемотест
Деньги на крови: стоит ли открывать по франшизе пункт приема анализов
Выйдя на рынок с франчайзинговой программой в 2010 году, теперь «Гемотест» уже догоняет лидера рынка, «Инвитро». Расширить сеть «Гемотест» смог за счет работы в тех городах, где уже были франчайзи его основного конкурента. «Инвитро» отдавала приоритет в открытии новых точек опытным предпринимателям, уже работающим по соседству. В итоге новички, желающие открыть лабораторию все равно делали это, но уже под брендом «Гемотест». Основное преимущество «Гемотеста» заключается в более выгодных условиях сотрудничества: выход на рынок под брендом «Гемотест» обойдется партнеру в 3–6 раз дешевле, чем старт с «Инвитро». Роялти — 1,18–2,36% от оборота (против 28% от оборота в «Инвитро»). Впрочем, по данным РБК, доходы франчайзи «Гемотеста» сопоставимы с показателями партнеров «Инвитро»: оборот составляет от 700 тыс. руб. до 3 млн руб., чистая прибыль — от 50 до 250 тыс. руб.
Subway
Художник по бутербродам: сколько приносит франшиза Subway
Subway — самая большая в мире сеть ресторанов, действующих под одной торговой маркой. На начало 2016 года в сети работало почти 44,7 тыс. заведений, из них 640 — в России. Концепция компании отличает ее от основных конкурентов в мире фастфуда — McDonald’s и Burger King. В Subway идут не за общением и социализацией, а за быстрым перекусом, поэтому компания стремится расширить свое присутствие в местах большого скопления людей: у офисных зданий, вузов, в аэропортах и на вокзалах. Большинство франчайзи Subway– серийные предприниматели и инвесторы. По данным РБК, стартовые вложения в открытие бизнеса составляют от 2,5 до 9 млн руб., которые возвращаются владельцу через 2–3 года работы. Работать можно с прибылью 100–300 тыс. руб. в месяц, успех зависит от расположения точки.
Vianor
Миллионы на колесах: как заработать на продажах шин Nokian
Сеть шинных центров Vianor — подразделение компании Nokian Tyres, основанное в Финляндии в начале 1990-х. Сейчас Vianor — крупнейший игрок в странах Северной Европы и Балтии. Компания работает в 24 странах мира, включая в себя почти 1 000 шинных центров, 411 из которых работают в России. Чтобы помочь партнеру на старте, компания оказывает ему безвозмездную материальную поддержку 500 тыс. руб. на первый открытый центр и до 2 млн руб. на последующие. Также Nokian Tyres за свой счет поставляет франчайзи вывески, торговое и шиномонтажное оборудование, компенсирует франчайзи половину затрат на рекламу своих шин, бесплатно предоставляет униформу для продавцов. За это партнер обязуется обеспечить мультибрендовую линейку товаров, в которой будут доминировать продажи Nokian Tyres. Высокий сезон — это всего 4 месяца в году, в остальное время выручка может снижаться в несколько раз.
«Додо Пицца»
Миллион под сыром: сколько приносит франшиза «Додо Пицца»
Федор Овчинников, основатель компании «Додо Пицца», сделал ставку на IT. Вместе с командой разработчиков он создал систему «Додо ИС», которая контролирует все процессы в торговом зале и на кухне пиццерии. С ее помощью франчайзи могут отслеживать скорость приготовления пиццы, качество работы курьерской службы, сравнивать выручку своей пиццерии с показателями других партнеров. Овчинников сразу же решил вести максимально открытую игру: на сайте «Додо Пицца» транслируется выручка всей сети, а в своем блоге основатель регулярно рассказывает обо всех финансовых результатах компании. Такая политика позволила ему привлечь больше 130 частных инвесторов, каждый из которых вложил в проект от 300 тыс. руб. до 20 млн руб. Опрос франчайзи показал, что для запуска пиццерии потребуется от 4 до 16 млн руб. Окупить их можно за срок от 1,5 до 4 лет, а ежемесячная прибыль в некоторых регионах достигает 1,2 млн руб.
33 пингвина
Продавцы шариков: сколько приносит франшиза кафе-мороженого «33 пингвина»
Сеть кафе-мороженого «33 пингвина» за 10 лет работы охватила 170 городов России, Монголии, Белоруссии и Казахстана, количество действующих точек превышает 1 500. «33 пингвина» родом из Томска — основатель сети Олег Федченко пытался продвигать собственное мороженое премиум-класса в торговых сетях, но потерпел неудачу и решил открыть сеть кафе. Франчайзи «33 пингвина» работают по инструкциям, которые регламентируют выбор места, включают в себя бизнес-план и план продаж, брендбук, дизайн-проект кафе, торговых павильонов и передвижных лотков. От своих партнеров компания не требует ежемесячных отчислений: они платят только паушальный взнос в размере 370 тыс. руб., за которые получают от компании право пользоваться брендом и стационарные витрины-морозильники. По данным РБК, выручка одной точки в месяц достигает 400 тыс. руб.
220 Вольт
Инструмент для обогащения: магазин по франшизе «220 Вольт»
Крупнейшая федеральная сеть магазинов электроинструмента в России включает в себя более 200 точек в 69 городах. Формат супермаркета, в котором можно найти и снегоуборочную машину, и ручной лобзик, основатель сети Алексей Федоров подсмотрел в США: российский «220 Вольт» — калька с американского Harbor Freight Tools. Партнеры «220 Вольт» работают в нескольких форматах — от небольшого островка на территории строительного магазина до собственного гипермаркета инструмента. Партнеры в южных регионах страны могут купить «франшизу на колесах» — предлагать местным жителям садовую технику и электроинструмент, переезжая из города в город на собственном автомобиле. По данным РБК, региональные магазины «220 Вольт» приносят выручку до 1,2 млн руб. в месяц, стартовые вложения в стандартную точку (3–3,5 млн руб.) окупаются в среднем за 2,5 года.