Конец эпохи: какой след оставил Йозеф Блаттер в истории футбола
Во вторник, 2 июня, спустя четыре дня после своего переизбрания на пятый строк, Йозеф Блаттер сложил с себя полномочия президента ФИФА. Профессиональный менеджер и талантливый организатор с военной выучкой, последние 17 лет он уверенно управлял мировым футболом, несмотря на коррупционные скандалы и обвинения в злоупотреблении положением.
К началу 1970-х Блаттер проявил интерес к футболу. Еще работая в Longines, в 1973-м он возглавил полупрофессиональный клуб Zurich Brown Shirts, а в 1975 году принял предложение стать техническим директором ФИФА. Его наставником на этом посту стал президент ФИФА Жоао Авеланж, занявший этот пост годом ранее.
На позиции технического директора Блаттер отвечал за программу развития ФИФА, воплощая в жизнь проект Авеланжа по укреплению связей организации со странами третьего мира. С 1981 года Блаттер перешел на должность генерального секретаря ФИФА — вторую по значимости в этой организации.
Несмотря на скандальный ореол, который окружал ФИФА все последние годы, именно работой с африканскими и латиноамериканскими странами Блаттер внес общепризнанный вклад в футбольную глобализацию и развитие игры номер один в самых отдаленных уголках планеты. В частности, Африка признательна Блаттеру за то, что при нем чемпионат мира впервые прошел в африканской стране — в ЮАР в 2010 году.
В 1998 году Авеланж объявил о намерении уйти с поста президента, и Блаттер рассматривался как его преемник. Основным соперником Блаттера был глава УЕФА (европейского отделения ФИФА) Леннарт Йоханссон. По итогам голосования Блаттер опередил шведа, но не набрал необходимых 2/3 голосов. Перед вторым туром Йоханссон взял самоотвод, позволив Блаттеру стать президентом.
Через год британский исследователь Дэвид Яллоп опубликовал книгу под названием «Как они украли игру». В ней публицист утверждал, что 20 топ-менеджеров ФИФА получили от неназванного ближневосточного правителя по $50 тыс. за поддержку кандидатуры Блаттера. Эксперты и сам Йоханссон призывали ФИФА начать внутреннее расследование, но Блаттер наотрез отказался от этой идеи.