«Отношения не имел»: как чиновники реагировали на расследование OCCRP
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) рассказали о 13 российских должностных лицах, чьи семьи (или они сами) имели офшоры и счета за рубежом. Это пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, сенатор Сулейман Геремеев, депутаты Госдумы Виктор Звагельский, Михаил Слипенчук и Александр Бабаков, губернаторы Андрей Турчак и Борис Дубровский, заместители министра внутренних дел Игорь Зубов и Александр Махонов, вице-мэр Москвы Максим Ликсутов, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, министр экономического развития Алексей Улюкаев и заместитель управляющего делами президента Иван Малюшин.
Авторы расследования отмечают, что не всех его героев можно уличить в нарушении закона: в некоторых случаях речь идет о совершеннолетних детях или бывших женах, а также о фирмах, которыми политики перестали владеть к моменту появления запретов на зарубежные активы. РБК собрал реакцию героев расследования.
По данным журналистов-расследователей, с 2004 года на имя нынешнего сенатора от Чечни Сулеймана Геремеева была выписана генеральная доверенность, позволявшая ему вести дела от имени компании Grant Pacific Corporation, зарегистрированной на BVI. Документ действовал до 2006 года. Членом Совета Федерации Геремеев стал в 2010 году, так что закон он не нарушил.
Геремеев входит в число ближайших соратников чеченского лидера Рамзана Кадырова. Геремеев проходил в качестве свидетеля по делу об убийстве депутата Госдумы от Чечни Руслана Ямадаева, конфликтовавшего с Кадыровым. Также Геремеев — дядя офицера батальона «Север» Руслана Геремеева, которого адвокаты детей Бориса Немцова называют организатором покушения на оппозиционера.
В разговоре с РБК представитель Сулеймана Геремеева отметила, что сенатор пока не видел публикацию журналистов, но она может вызвать у него только смех. Позднее представитель члена Совета Федерации уточнила, что Геремеев был удивлен обнародованной информацией, но комментировать ее не будет.
C 2008 по 2015 год единственным акционером компании Burtford Unicorp Inc. была Кира Турчак, супруга губернатора Псковской области Андрея Турчака, утверждают журналисты ICIJ. По закону губернаторам и их женам запрещено владеть зарубежными активами с 2013 года. Как говорится в расследовании, Кира Турчак была единственным владельцем фирмы на Британских Виргинских островах до мая 2015 года.
Турчак заявил «Новой газете», что Burtford Unicorp была учреждена в 2008 году до того, как Турчак стал губернатором. Фирма, по словам губернатора, была нужна для «финансирования ипотечной сделки по приобретению квартиры во Франции»: «Хозяйственной и финансовой деятельности на территории Российской Федерации, и конкретно Псковской области, компания никогда не вела. Зарубежная недвижимость моей семьей была продана, о чем было сообщено во всех СМИ».
Пресс-секретарь губернатора Оксана Ширан написала РБК, что Турчак уже ответил на вопросы журналистов, и ничего нового она сказать не может. Компания была закрыта 7 марта 2014 года, добавила она.
Вице-мэр Москвы, руководитель столичного департамента транспорта Максим Ликсутов был бенефициаром трех офшоров, говорится в расследовании журналистов: Venlaw Consultants Co. Inc. (Багамы), TG Rail Limited (Кипр), Cantazaro Limited (Кипр). За полтора месяца до вступления в силу запрета на офшоры он переписал акции на свою супругу Татьяну, с которой затем развелся. «Таким образом, закон нарушен не был — на бывших жен ограничения не распространяются», — говорится в публикации.
«Во главу всей предпринимательской деятельности всегда ставилось неукоснительное соблюдение требований законодательства. При поступлении на государственную службу в декабре 2011 года в соответствии с требованиями законов Российской Федерации все акции и доли принадлежащих Ликсутову компаний были переданы в доверительное управление, а впоследствии — отчуждены», — сказал РБК сотрудник пресс-службы департамента.
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский в 2014 году использовал панамский офшор Spaceship Consulting S.A. при покупке векселей российской компании, которую сам же и контролировал, пишут авторы «Новой газеты».
В марте и апреле 2014 года Spaceship Consulting провела две похожие сделки: покупала у магнитогорского ООО «Имущественный центр» (ИЦ) векселя за 5 млн и 7 млн руб., а затем снова продавала их Дубровскому за идентичную сумму. Челябинский губернатор владел ИЦ через свою компанию «Новатек», отмечают журналисты. Для денежных переводов он использовал счет в швейцарском BPER — Частном банке Эдмонда де Ротшильда.
«Ни для кого не секрет и никогда ни от кого не скрывался тот факт, что до момента вступления в должность губернатора Челябинской области Борис Дубровский довольно активно и успешно занимался бизнесом, — заявил РБК пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин (Дубровский стал губернатором в сентябре 2014 года). — В настоящий момент все его активы, в полном соответствии с федеральным законодательством, переданы по договорам доверительного управления».
Сын замминистра внутренних дел Игоря Зубова Денис Зубов, по данным журналистов, с февраля 2001 по июнь 2004 года был единственным владельцем компании The Monumental Property Company Ltd. Закон в данном случае нарушен не был, поскольку сын замглавы ведомства на тот момент был совершеннолетним.
«В июне 2004 года Зубов-младший продал долю в этом офшоре Игорю Худокормову — собственнику группы «Продимекс», лидера сахарной отрасли России и одного из крупнейших землевладельцев в стране», — говорится в расследовании.
В пресс-службе МВД РБК заявили, что не уполномочены комментировать вопросы, связанные с бизнесом родственников чиновников министерства.
Заместитель министра внутренних дел России Александр Махонов с партнером Дмитрием Карякиным основал компанию Nortwest Management Inc. на Виргинских островах, говорится в расследовании. Произошло это в мае 2012 года, то есть за полгода до прихода Махонова на госслужбу. Через цепочку офшоров Nortwest Management Inc. владеет долей в компании Nemo Telecom, которая оказывает услуги пользователям онлайн-телевидения Nemo TV.
Конечным совладельцем Nemo TV является Nortwest Management, подтвердил РБК директор Nemo Telecom Дмитрий Карякин. Махонов действительно был акционером Nemo Telecom через Nortwest Management, но перестал им быть с 24 сентября 2012 года, рассказал Карякин.
РБК в пресс-службе МВД заявили, что Махонов «не имел отношения к хозяйственной деятельности офшорных организаций» на момент поступления на госслужбу, также «компетентные органы» не находили «нарушений порядка предоставления деклараций» со стороны Махонова.
Депутат Госдумы от «Единой России» Виктор Звагельский был конечным бенефициаром компании Bariton Consultants Ltd (БВО) как минимум по состоянию на 2014 год, говорится в расследовании. А Delcroft Real Estates Inc. (Панама) принадлежит ему с 2011 года, и данных о ликвидации этой компании нет. От имени Bariton Consultants Звагельский мог приобретать активы в любой части мира и открывать счета, утверждают авторы.
По мнению опрошенных «Новой газетой» экспертов, эту деятельность можно отнести к предпринимательской, что запрещено законом «О статусе депутата». Кроме того, с 2013 года депутатам и чиновникам запрещено держать активы и счета за рубежом, за исключением недвижимости.
Звагельский пояснил РБК, что компания Bariton Consultants существовала исключительно на бумаге, не вела никакой хозяйственно-финансовой деятельности и перестала существовать в 2009 году.
«Я не являлся ни директором этой компании, ни ее акционером, закрыть ее не мог, поэтому уведомил 10 декабря 2012 года руководство фонда, в который она преобразовалась, о том, что не являюсь ее бенефициаром. Хотя особой необходимости в этом не было, так как компания уже не существовала к тому времени», — рассказал депутат (РБК удалось ознакомиться с этим письмом депутата).
Bariton Consultants была создана по просьбе девелопера из Финляндии, который предложил Звагельскому купить земельный участок в Одинцовском районе, в связи с чем необходима была компания с иностранной юрисдикцией, рассказал депутат. Но сделка, по его словам, так и не состоялась.
Вторая компания, о которой упоминают СМИ, — Delcroft Real Estates — так и не была открыта, говорит депутат. Никакого отношения к ней, по его словам, он не имеет. Это было одно из трех названий, которые фирма Mossack Fonseca представила юристам Звагельского на выбор для открытия новой компании, пояснил депутат.
Звагельский уверен, что не нарушал закон, и собирается подать в суд на «Новую газету».
Согласно расследованию OCCRP, Александр Бабаков в бытность депутатом Госдумы в 2007–2011 годах владел 100% акций AED International Ltd. За месяц до подачи декларации в 2011 году, перед очередными думскими выборами, он перевел компанию на свою 23-летнюю дочь.
Представитель депутата сказала РБК, что он находится в командировке и не может ничего комментировать.
Александр Бабаков был избран депутатом Госдумы в 2003 году от партии «Родина». В октябре 2006 года Бабакова выбрали секретарем президиума центрального совета партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры». В 2007 году переизбрался в Думу и стал вице-спикером, а с 2011 года входит во фракцию единороссов.
Forbes называл Бабакова одним из бенефициаров VS Energy International вместе с владельцем футбольного клуба ЦСКА Евгением Гинером.
Компания Ronnieville Ltd существовала с ноября 2004 по май 2009-го и, по данным журналистов, принадлежала сыну министра экономического развития (на тот момент замглавы ЦБ) Алексея Улюкаева Дмитрию. Затем он передал полномочия Юлии Хряпиной, которая, как говорится в расследовании, может быть женой министра. «Формального нарушения закона в том, что его сын руководил тогда офшором, нет, но обращает на себя внимание любопытная деталь: Улюкаеву-младшему в то время был всего 21 год», — утверждается в публикации.
Сам Улюкаев заявил журналистам, что не понимает механизм и характер этого «информационного всплеска». «Мое имя не имеет никакого отношения к этим мероприятиям. Я подаю соответствующие декларации, их легко проследить за ряд лет», — рассказал Улюкаев (цитата по ТАСС).