«Бизнес помог найти себя»: как менеджеры становятся предпринимателями
Поменять предсказуемую офисную реальность и карьерный рост на собственный, хотя и рискованный бизнес, — мечта многих наемных сотрудников. РБК поговорил с четырьмя бывшими менеджерами, которым удалось создать собственное дело. Никто о таком выборе не пожалел.
Денис Шилкин, 32 года, Life Style Group
«История моего бизнеса очень личная. Я восемь лет работал в строительстве и девелопменте, начинал с позиции простого инженера, а закончил карьеру начальником проектного департамента в инвестиционно-девелоперской компании PNK Group.
В 28 лет у меня произошла кардинальная переоценка жизненных ценностей: я понял, что хочу создавать свой собственный продукт. Я запустил проект по строительству складских комплексов, но через год наши взгляды с инвесторами разошлись, проект пришлось заморозить. Но я не отчаивался и продолжал искать: детально изучил весь рынок франшиз и готовых бизнесов в Москве. В 2013 году судьба свела меня с известным психологом, который в свое время зарабатывал на профессиональном оказании услуг по созданию семей. Меня эта тема привлекла, ведь главная болезнь XXI века — это одиночество, особенно в мегаполисах.
Честно говоря, я и сам страдал от этой болезни: проблем с противоположным полом у меня никогда не было, но как найти ту самую, я не представлял. Опросив знакомых, понял, что это не только моя боль, причем для людей «40+» вопрос стоит особенно остро. Соответственно, если есть высокий спрос, значит, его можно монетизировать.
В мае 2013 года я нашел помещение в историческом центре Москвы, нанял и обучил персонал и запустил первый Центр брака и семьи. На старт ушло около 4 млн руб. По иронии судьбы одним из первых клиентов стал я сам: через два месяца после открытия я встретил в офисе Марину, через три месяца мы поженились, а в июле 2014 года родилась наша дочь Елизавета. На все ушло меньше года — лучшего примера для клиентов и быть не могло.
За пять лет Life Style Group превратилась в одну из самых крупных офлайн-служб знакомств в России. Оборот головного центра составляет 18–20 млн руб. в год. У нас три основных направления: тренинговые центры, в которых мы обучаем построению и укреплению межличностных отношений, служба знакомств (подбор пар, свидания, создание семьи), поддержка и сопровождение созданных нами союзов.
Оглядываясь назад, я рад, что в свое время не спасовал и ушел с высокой должности. Собственный бизнес помог мне найти себя, построить семью и помочь сотням людей избавиться от одиночества».
Антон Растегаев, 35 лет, «Папа готовит!»
«Любовь к кулинарии проснулась во мне случайно — до 2015 года я не подходил к плите, разве что макароны варил по инструкции на пачке. Но как-то раз решил удивить жену и приготовил лазанью. Блюдо удалось на славу, и я втянулся: стал постоянно готовить что-то сложное, зарегистрировал группу в соцсетях, проект назвал «Папа готовит!» (у меня двое детей, пяти и 15 лет) и начал выкладывать там фото своих блюд с подробными рецептами.
Я начал перебирать рецепты в интернете и наткнулся на муссовый торт, приготовление которого занимало 17 часов. Первая мысль была — о боже, неужели кто-то за это возьмется? А потом понял, что это вызов, и принял его. Оказалось, что это невероятно вкусно, и я не пожалел ни минуты, потраченной на приготовление. А уже на следующий день получил первый коммерческий заказ от знакомой. Фотографии выложил в группу во «ВКонтакте», и понеслась — заказы стали приходить ежедневно.
На старт потратил около 150 тыс. руб. — работа с заказами требует отдельного холодильника, профессиональной техники, форм, инструментов. Кроме тортов начал готовить капкейки и эклеры. На тот момент я уже 13 лет работал в корпорации Samsung на разных позициях, в том числе руководил одним из направлений в отделе пользовательской поддержки. График был удобным — два дня работаю, два отдыхаю. Поэтому несколько месяцев я успешно совмещал офисную жизнь и выполнение заказов, но затем решил полностью посвятить себя кулинарии. Количество заказов доходило до пяти-шести в день, так что в доходах я не потерял.
Рынок десертов ручной работы очень насыщен, но у меня есть преимущество — я мужчина. Большинство кулинаров — женщины в декрете, которые ищут себе занятие на время, пока не могут вернуться на основную работу. А для меня это стало делом всей жизни. У меня есть какое-то интуитивное ощущение вкуса — сейчас я практически не готовлю по рецептам, просто смотрю на ингредиенты и понимаю, что будет отлично сочетаться, а что лучше не смешивать. Сейчас выполняю до 100 заказов в месяц, средний чек составляет 2,5 тыс. руб. Работаю вдвоем с женой — она у меня художник-дизайнер. Я делаю торты, а она помогает их оформить.
Около 40% стоимости десертов уходит на закупку ингредиентов, других операционных расходов практически нет. Но я постоянно вкладываюсь в профессиональное оборудование — обычные бытовые миксеры и блендеры от такой нагрузки ломаются через месяц. Главная моя проблема сейчас — грамотно масштабировать этот бизнес. При полной загрузке я готовлю по 12–18 часов в день, времени на семью и жизнь за пределами кухни не остается. Превращать проект во что-то промышленное, нанимать людей и переезжать со своей маленькой кухни в Балашихе тоже не хочется. «Папа готовит!» задумывался как домашний проект по созданию десертов с душой, а не на прилавок и, думаю, таким и должен остаться».
Евгения Жамсаранова, 33 года, Lace&Grace Boutique
«Я выстроила классическую банковскую карьеру, хотя не планировала изначально работать в финансовом секторе. Сначала окончила факультет менеджмента ВШЭ, потом сразу поехала учиться в магистратуру Leeds University Business School. Вернувшись, семь лет проработала в HSBC Bank — начинала кредитным аналитиком, а потом была менеджером в отделе Global Banking. Все это время я ходила на разные мастер-классы, пыталась найти себя в творческой сфере — в журналистике, искусстве, дизайне.
Несмотря на то что HSBC Bank предлагал крутые возможности, у меня все время было ощущение, что я не на своем месте, мои способности никак не востребованы на рабочем месте, а потенциал не реализован. В итоге я ушла из банка в сферу организации культурных мероприятий и выставок, потеряв в доходах в три раза.
Идея заняться флористикой пришла случайно. Летом 2015 года я вызвалась помочь друзьям с оформлением их свадьбы. В процессе подготовки арки и композиций на столы я поняла, что цветы — это мое. Я делала это впервые, но все были в восторге. Так что сразу после торжества зарегистрировала ИП, взяла кредит 300 тыс. руб. и пошла на интенсивный курс в школу флористики.
Свою цветочную студию Lace&Grace Boutique открыла осенью 2015 года сначала в формате онлайн-студии, а потом — мастерской авторских букетов в креативном пространстве «От Ума» на Курской. Первыми клиентами стали друзья, однокурсники и бывшие коллеги. Поначалу я работала одна, и бизнес шел медленно. Окупить инвестиции и вернуть кредит удалось лишь через год после запуска — летом 2016 года.
Конечно, вести свой бизнес сложнее, чем работать в банке. Появилась многозадачность, ответственность за все процессы и результат плюс необходимость обеспечивать денежный поток для оплаты постоянных платежей. Но я стала воспринимать эти трудности как задачи, которые помогают мне расти каждый день. Счастье и удовлетворенность от того, что я занимаюсь любимым делом, все компенсируют.
Сейчас Lace&Grace Boutique приносит 300–400 тыс. руб. выручки и 150–200 тыс. руб. прибыли ежемесячно в зависимости от сезона. Треть дохода идет от мастер-классов по флористике, треть — от частных заказов и треть — от корпоративных. Люди, которые приходят на мои цветочные мастер-классы, почти всегда становятся постоянными клиентами. Если раньше бизнес был b2b и b2c, то сейчас h2h — человек человеку. Конкуренция очень сильная. Поэтому в конечном счете люди выбирают не студию, а человека, которого знают, с кем общаются.
Моя жизнь стала гораздо интереснее и насыщеннее. Раньше я была ограничена своим близким кругом друзей из университета и банка. Сейчас сеть контактов стала очень широкой. Развитие лидерства, навыков управления наконец-то пригодились в деле. Я понимаю, что расту каждый день. В банке у меня было ощущение, что я сижу на одном месте, даже если был какой-то карьерный рост. Наверное, потому что не было серьезных вызовов, а здесь вызов каждый день».
Никита Сороко, 28 лет, Soroko Fabrica
«Если бы мне еще пару лет назад сказали, что я стану кожевенником, я бы рассмеялся этому человеку в лицо. Но жизнь — штука непредсказуемая, и теперь, вместо того чтобы сидеть в офисных креслах, мы с моей девушкой Катей целыми днями стоим у станка и шьем сумки, рюкзаки и портмоне.
До запуска Soroko я администрировал проекты НТВ и ВГТРК, продавал телевизионную рекламу в «Видео Интернешнл», а Катя занималась новыми кредитными продуктами в Восточном экспресс банке и QIWI банке. Кожа пришла в нашу жизнь случайно: однажды я сходил на мастер-класс, где учили шить кожаные ремни и браслеты. Сам процесс мне очень понравился, и я понял, что на этом можно неплохо заработать. Мы купили профессиональную швейную машинку, пару шкур, прошерстили советские учебники по кожевенному делу и ролики на YouTube. На старт ушло тысяч 400 рублей. Начали с мелочей — картхолдеры и портмоне продавали по друзьям. Катя ушла из офиса через пять месяцев, а я, чтобы обеспечивать какую-то подушку безопасности, год совмещал работу и бизнес.
Когда мы окончательно ушли в свой бизнес, оба резко потеряли в доходах, раза в три. Раньше у нас была медицинская страховка на все случаи жизни и отпуск в жарких странах раз в квартал, а на первых порах предпринимательства Катя даже на маникюр сходить не могла себе позволить. Сейчас мы выстроили процесс более грамотно — Катя занимается рекламой, дизайном и продажами, а я полностью взял на себя производственную часть, нанял помощников, которые отвечают за раскрой и заготовки.
Сначала шили дома, в комнате «двушки» на «Речном вокзале». Чтобы не мешать соседям, сделали звукоизоляцию — на стол с молотком и пробойником положили специальную плиту, обитую войлоком, а сам стол поставили на резиновые ковры. Дома мы производим уже два года, привыкли, но, когда наняли помощников, в родных стенах стало тесно. Планируем в новом году арендовать промышленное помещение и полностью перенести туда производство. Чтобы дом, наконец, превратился в место отдыха.
Наше дело стало более взрослым — мы регистрируем торговую марку Soroko, получили сертификат ЕАС (сертификат Таможенного союза, который подтверждает соответствие требованиям государственных стандартов. — РБК), подписали договоры с Lamoda и Wildberries (крупнейшие интернет-магазины одежды и аксессуаров в России. — РБК), организовали оптовые закупки материала у отечественных производителей. Стали активно участвовать в ярмарках и, наконец, узнали свою аудиторию в лицо: нам хотелось думать, что мы шьем для людей до 30, для своих ровесников, но оказалось, что нас покупают более состоятельные и состоявшиеся люди 35–45 лет.
Мы до сих пор работаем почти без выходных. Задач становится только больше: например, сейчас разрабатываем новые лекала, хотим расширить ассортимент, чтобы у людей было больше выбора. Объем производства достиг 300–400 изделий в месяц, выручка составляет около 300 тыс. руб. Это не золотые горы, зато мы медленно, но верно растем, а главное, занимаемся любимым делом».