Бизнес затягивает пояса: как предприниматели выживают с упавшим рублем
За последние два месяца российская валюта стремительно дешевела: к доллару курс рубля рухнул на 28,4%, к евро – на 21,1%. Такое пике должно отразиться на ценниках в магазинах и на поведении предпринимателей. Большинство опрошенных РБК бизнесменов пока работают на складских запасах, приобретенных по «старым ценам», но со дня на день ждут новых прайс-листов от своих поставщиков
Евгений Лучинин, сооснователь веломагазина CityCycle
Сфера деятельности: торговля
Мы сейчас собираемся срочно вводить какие-то антикризисные меры, чтобы выжить в этом сезоне. Все предоплаты и закупки у нас в долларах, пока совсем не ясно, где брать такие суммы в рублях. Весной и летом мы продавали велосипеды за рубли по старым ценам, а осенью надо вносить предоплату в долларах по новому курсу. Плюс это еще очень длинный возврат этих вложений – продажи активизируются только в марте, а в январе уже надо оплатить 100% предзаказа. Поэтому после взлета курса нам придется уменьшать предзаказ на следующий год, от части поставок вообще придется отказаться.
Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»
Сфера деятельности: IT-сервис
Мы оказываем облачные сервисы. Часть расходов, например на оборудование, у нас номинирована в долларах. Но пока мы просто держим рублевые цены. Насчет спроса на нашем рынке все значительно интереснее, потому что «облако» фактически является альтернативой поставок резко дорожающего оборудования и ПО для ИТ-инфраструктур предприятий, только альтернативой более гибкой и менее затратной. В связи с этим мы, наоборот, пока наблюдаем увеличение притока клиентов и строим планы опережающего развития.
Сергей Мендоса-Истратов, совладелец сети ветеринарных клиник «Белый клык» (Москва)
Вид деятельности: ветеринарные услуги
Ждем, что в ближайшее время вырастут цены на расходные материалы, поскольку большинство их них – импортные. Свои цены мы еще не повышали, поскольку используем старые запасы, но могу предположить, что на многие услуги они вырастут и на 30%. Например, набор для эпидуральной анестезии стоит $30, а сама процедура – 2000 руб. Понятно, что в связи с подорожанием набора в рублях минимум на треть на столько же вырастет и стоимость услуги. Больше всего вырастет стоимость высокотехнологической помощи, где больше расходных материалов.
Анна Вигер, директор по развитию бизнеса компании «АВИ Лаб»
Сфера деятельности: IT-сервисы (лаборатория аудио-, видеоинтеграции)
Для малых и средних ИТ-компаний, работающих с западными вендорами, ситуация на валютном рынке оказалась по-настоящему сложной. Особенно для тех, в чьих портфелях существенную долю занимают госзаказы. Государственный заказчик наименее гибкий, он не только ориентирован исключительно на минимальную стоимость выполнения проекта, но и, в отличие от коммерческого заказчика, не готов делить с исполнителем никакие риски. Многие игроки сегмента аудио-, видеоинтеграции жалуются на то, что выигранные несколько месяцев назад контракты стали в одночасье убыточными, при этом пересмотреть их нет возможности, равно как и сменить поставщиков. Мы заранее начали искать новые направления, которые позволят минимизировать риски в основном направлении – интеграции. Запустили ряд собственных разработок, например поисковик iExpert, анализирующий большие массивы неструктурированных данных. Помимо этих шагов мы переориентировались на новый сегмент корпоративных заказчиков, вывели для них новые продукты, которые позволят реализовывать эффективные проекты при минимизации бюджетов.
Ольга Косец, индивидуальный предприниматель (Краснодар)
Вид деятельности: Пошив и продажа мужских брюк и школьной формы
Для меня складывается катастрофическая ситуация: большую часть тканей и фурнитуры для одежды я покупаю заграницей (в Китае и Турции), все контракты номинированы в долларах. Рост курса доллара почти полностью «съел» нашу рентабельность. Тогда мы подняли цены и столкнулись с падением спроса. Кроме того, у многих ставки аренды привязаны к курсу доллара (или у.е.), а значит, вырастут и арендные платежи, что еще больше осложнит жизнь предпринимателя. Пока я предвижу достаточно грустную картину: предприниматели начнут закрываться или сокращать персонал.
Дмитрий Чистов, основатель проекта Copiny (сервис для сбора отзывов для бизнеса)
Сфера деятельности: интернет и IT-проекты
Сейчас падение курса рубля отразилось на нашем бизнесе только так: количество коммуникаций в офисе увеличилось в два раза – мы все дружно обсуждаем, что будет завтра, как теперь отдыхать за границей и чем все это закончится. И это пока все.
Вообще для Copiny падение рубля выгодно по двум причинам. Во-первых, нам проще конкурировать с западными вендорами. Если раньше наши российские потенциальные клиенты платили конкурентам $350/мес., что по старому курсу это было около 130 000 рублей в год, то скоро это будет все 210 000 руб./год. В итоге мы выигрываем 80 тыс. руб. на падении рубля. Во-вторых, в I квартале 2015 года мы планируем выйти на международный рынок, а с учетом того, что почти все наши расходы в рублях, а доходы в валюте – мы получаем дополнительную выручку из воздуха.
Пообщавшись с коллегами и клиентами, какого-то резкого снижения покупательской активности мы не заметили. Но даже если бюджеты будут сокращаться, мы тут тоже не проиграем: наше решение позволяет снижать нагрузку и расходы на контакт-центр, что в кризис особенно актуально. Повышать цены мы не планируем, сокращать расходы или тем более закрываться – тоже. Наоборот, активно расширяем команду. Но в целом, конечно, ничего хорошего в таких потрясениях нет ни для бизнеса, ни для государства. И все мы почувствуем инфляцию и рост цен.
Анна Цфасман, сооснователь сети кофеен «ДаблБи»
Сфера деятельности: общественное питание
Мы закупаем за рубежом кофейные зерна, молоко и другие продукты – в среднем себестоимость из-за взлета доллара и евро у нас увеличилась на 7,5%. Пока мы держим цены, но готовимся к худшему. Словом, мы затянули пояса и осознанно идем на снижение маржинальности. Что делать? Перейти на более дешевые продукты мы, как сделали многие кофейни, не можем – пострадает качество продукта. Не можем мы и резать зарплаты – ухудшится сервис, а это крайне важно для постоянного потока посетителей. Наверное, если курс доллара и евро продолжит расти, мы все же будем вынуждены повысить цены.
Евгений Ждановских, генеральный директор микрофинансовой компании Zaimo.ru
Сфера деятельности: микрофинансирование
Zaimo.ru входит в международный холдинг, поэтому у нас есть трансграничные сделки и валютные контракты. Сильное ослабление рубля влияет на них, но в российском проекте Zaimo.ru корректировок и всех возможных сокращений не будет. Мы продолжим расти теми же темпами, как и весь 2014 год, – не менее 30% в квартал. Для клиентов условия займов будут только улучшаться: мы намерены повышать размер выдаваемой суммы и постепенно снижать процентную ставку, это принципиально важно в стратегическом плане и в данном случае не зависит от курса валют.
Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Вокер»
Сфера деятельности: общественное питание
Одна из главных проблем для нас – то, что ставка аренды во многих торговых центрах привязана к курсу доллара. Поэтому с началом роста курса валют для нас расходы на аренду выросли на 30-40%. Закупочные цены продуктов от иностранных производителей (через российских партнеров-поставщиков мы закупаем мясо, овощи, лапшу – основные наши продукты) уже поднялись на 20-25% и продолжают расти (рост цен подстегнули и санкции). Наша прибыль и так была небольшой, а теперь, в том числе из-за роста доллара и евро, она станет копеечной – другого слова не подберешь.
Виктор Милюк, директор по маркетингу и стратегическому анализу компании «Световые технологии»
Сфера деятельности: производство и сервис
Конечно, рост курсов основных валют повлиял на некоторые процессы в нашей компании, так как комплектующие мы покупаем за евро и доллары. В сложившихся условиях мы задумались о повышении стоимости и даже о том, чтобы указывать ее не в рублях, как сейчас, а c привязкой к евро. По нашим подсчетам, чтобы сохранить рентабельность бизнеса, придется рассмотреть повышение цен на продукцию.
Ольга Ильина, руководитель маркетинговых коммуникаций, ГК «Норд Логистик Девелопмент»
Сфера деятельности: логистика
Наша компания занимается строительством логистической инфраструктуры в Московском регионе. До взлета курса валют мы начали реализацию масштабного проекта по строительству оптово-распределительного центра агропарка «Кирилловка» в Химкинском районе. Это сырьевой многофункциональный комплекс для хранения, переработки и реализации отечественной сельхозпродукции оптом и в розницу. Мы ориентируемся на использование лучших технологий и оборудования мировых производителей, которое закупаем преимущественно в евро. Из-за скачка курса валют пропорционально выросли расходы на закупку оборудования, а значит и срок окупаемости проекта. Хочу также отметить, что банки проявляют все большую осторожность в отношении финансирования долгосрочных проектов.