Экономика, 13 авг 2014, 20:01

«Эльбрус», «Йотафон» и ГЛОНАСС: будут ли в магазинах российские гаджеты и

Читать в полной версии
Навигационные системы

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), как и ее американский аналог GPS, была разработана прежде всего для военных. Но сейчас спутниковая навигация нужна гражданским пользователям не меньше: с ее помощью на незнакомой местности ориентируется весь транспорт и путешественники. Все ведущие производители смартфонов и планшетов, начиная с Apple, сейчас поддерживают ГЛОНАСС. Спутниковая навигация поссорила Россию и США еще до начала событий вокруг Крыма: американские власти в 2013 году запретили строительство на территории страны наземных станций ГЛОНАСС, в ответ Россия пообещала отключить на своей земле GPS-станции.
(Фото: РИА Новости)

Российские чиновники обнаружили, что иностранные IT-компании монополизировали местный рынок. В июле комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем (действует в рамках комитета по науке и наукоемким технологиям) обсуждала подсчеты нескольких институтов, показавшие, что Microsoft, SAP, Oracle, HP, IBM и Cisco получают от 65 до 94% выручки в России за счет контрактов с государством и госкомпаниями. Вчера, 12 августа, Минэкономразвития предложило ограничить доступ иностранных производителей к госзаказу; список товаров разрабатывается. Причин несколько – ответ на западные санкции, попытка вернуть внутренний рынок отечественным производителям и стремление к информационной безопасности. Бывший сотрудник американской разведки Эдвард Сноуден раскрыл масштаб слежки за интернет-пользователями, вселив тревогу в спецслужбы всех стран. Например, китайские власти пересматривают списки технологий и устройств, которыми можно безопасно пользоваться. Но возможно ли сейчас снизить зависимость от американских и европейских IT-разработок? В России есть свои сборщики компьютеров, смартфонов и планшетов, разработчики программ и сложных информационных систем – например, спутниковой навигации. Но сравнение по цене и качеству часто заставляет потребителей сделать выбор в пользу иностранных продуктов. РБК проанализировал несколько сегментов IT-рынка, в которых пытается закрепиться отечественная продукция.