С верой в модернизм: как независимость изменила облик индийских церквей
После обретения страной независимости в 1947 году индийская церковь стремилась отличиться от сложившегося при колонизаторах стиля постройки зданий и охотно приняла современные архитектурные новшества. В 1953 году был построен ранее не существовавший город Чандигарх, столица штатов Пенджаб и Харьяна. Его проектированием занимался пионер архитектурного модернизма Ле Корбюзье. Влияние модернизма быстро распространилось в церквях южных штатов, но они сохранили в себе и местные архитектурные элементы.
Сегодня индийские церкви зачастую представляют собой смесь причудливых архитектурных форм и ярких цветов, а в некоторых храмах христианские символы напрямую транспонируются в трехмерный монументальный дизайн.
В проекте фотографов Сабины Хаубиц и Штефани Цох «Гибридный модернизм» — церкви штата Керала, где живет много католиков, которые они снимали с 2011 по 2016 год.
После обретения независимости в Индии, стремящейся избавиться от колониального влияния и обрести собственный архитектурный облик, начался бум модернизма. Правительство Джавахарлала Неру (премьер-министр Индии в 1947–1954 годах) начало проведение квазисоциалистической политики урбанизации, в рамках которой, например, в 1953 году был построен город Чандигарх, спроектированный французским архитектором-модернистом Ле Корбюзье. После этого влияние модернизма стало распространяться по стране, смешиваясь с местными архитектурными традициями
Проект «Гибридный модернизм» начался с фотографии часовни Святого Джозефа в Теравооре. Фотографов привлекла огромная звезда на фасаде и необычная форма здания. «Это здание пробудило наш интерес. Архитектурный стиль этих церквей четко не определен, но ему присущи как некоторые элементы, уже знакомые нам, так и те, которые мы просто не могли идентифицировать. Поэтому нам было любопытно узнать об этом больше», — рассказывала одна из авторов фотопроекта Штефани Цох.
Влияние модернизма особенно заметно в церквях на юге страны, например в штате Керала, где и снимался проект. Там преобладает Сиро-Малабарская католическая церковь — самая многочисленная из церквей, восходящих к древней индийской христианской общине, известной как христиане апостола Фомы
Рохан Шивкумара, архитектор из Мумбаи, считает, что церкви южной Индии, спроектированные местными архитекторами, на самом деле не нужно относить к единому стилю, а стоит рассматривать как своего рода гибрид
Христианские общины в штате Керала становятся все больше, но при строительстве новых церквей архитекторы все чаще отходят от модернизма и возвращаются к неоготическому стилю. В последние годы с фасадов уходят яркие цвета, которые чаще заменяют на белый
В целях экономии декоративные элементы при строительстве становятся все более лаконичными — в новых церквях сложно увидеть большую звезду на фасаде или статую Богородицы в человеческий рост, встречающую прихожан в дверях
Католики Кералы часто оправдывают необычные декоративные элементы своих церквей, такие как корабль и звезда, ссылками на Библию (Ноев ковчег и Вифлеемская звезда). А перенос украшений на фасады означал, по мнению историков архитектуры, освобождение большего пространства внутри
Для Цох за фасадами этих зданий лежит история Индии, ее общества и намерений тех, кто их строил. «Церкви Южной Индии показывают нам сложные культурные процессы, которые произошли в стране после обретения независимости. С помощью фотографических средств я могу изолировать здания от их окружения и фокусироваться только на них. Вот почему мы фотографировали эти здания с особенными уважением, в основном при естественном свете и на фоне ясного неба», — рассказывала автор проекта