Общество, 24 июл 2014, 20:09

Как сбивали гражданские самолеты и кто понес за это ответственность

Читать в полной версии
Рейс 402 El AL из Лондона в Тель-Авив, через Вену и СтамбулДата крушения: 27 июля 1955 года Число жертв: 58 пассажиров и членов экипажаПричина крушения: сбит болгарским истребителем МиГ-15Вылетев из Вены, израильский самолет Lockheed L-049 Constellation отклонился от курса на пути к Стамбулу и залетел в воздушное пространство Болгарии. Болгарские «МиГи» вели его вплоть до самой границы с Грецией, где и сбили, не дав нарушителю покинуть небо страны. Впоследствии военные признали свою вину за гибель самолета, объяснив атаку тем, что израильский самолет отказался выполнять их требования и пытался уйти от преследования. Во времена холодной войны Болгария входила в Варшавский договор, в то время как Израиль был союзником США, однако международные последствия катастрофы были минимальны. Через восемь лет София согласилась выплатить Израилю в общей сложности 195 тыс. долл. (1,5 млн долл. по текущему курсу) в качестве компенсации за погибших. Родственникам жертв других национальностей также были выплачены компенсации.
(Фото: wikipedia.org)

За всю историю гражданской авиации около двух десятков самолетов были намеренно или по ошибке сбиты ракетами или иным способом взорваны в воздухе, и только против Ливии после теракта над Локерби в 1988 году были введены серьезные санкции ООН и США. В большинстве остальных случаев преступления против гражданских самолетов оставались практически безнаказанными. Многие страны отделывались незначительными материальными выплатами семьям погибших, не утруждая себя официальными извинениями, а некоторые так и не признали свою вину. РБК предлагает вспомнить несколько подобных примеров.

Алена Сухаревская