Будь как СМИ: что думают о законопроекте власть и интернет-компании
В четверг, 25 февраля, депутаты внесли в Госдуму законопроект, который предлагает приравнять к СМИ новостные агрегаторы. Сайты, которые собирают новости других ресурсов, должны будут удалять «недостоверную информацию» по требованию Роскомнадзора. Кроме того, на них распространится ограничение в 20% на иностранное владение. РБК собрал мнения представителей отрасли и власти о том, как возможные изменения повлияют на рынок, попадет ли под них Facebook и закроются ли такие сервисы, как «Яндекс.Новости»
Авторы законопроекта
Facebook может попасть под действие законопроекта, если запустит свои новостные сервисы, которые пока тестируются, говорит один из авторов документа, депутат от КПРФ Александр Ющенко. Но в нынешнем виде соцсети, в частности Facebook и Twitter, предполагаемые нововведения не затронут. «Мы не хотим никого ограничивать, но все должно быть по закону», — объясняет коммунист.
«Яндекс» и Google — топовые компании, их оборот составляет миллиарды долларов. Поэтому для них не составит труда зарегистрировать отдельное юрлицо для работы в России и создать там редакцию, которая будет модерировать новости», — считает Ющенко. По его словам, «правительство занимает либеральную позицию, а работу агрегаторов нужно привести к морально-этическим нормам».
При разработке документа депутаты не консультировались с Минкомсвязи, утверждают Ющенко и его соавтор по законопроекту Алексей Казаков из «Справедливой России». По их словам, комитет готов обсуждать или дорабатывать документ в будущем
Советник президента по проблемам интернета Герман Клименко
Клименко считает спорным утверждение о том, что агрегаторы нуждаются в таком же регулировании, как СМИ. «Насколько я знаю, «Яндекс» показывает в агрегаторе новости только лицензированных СМИ. Я пока не разговаривал с депутатами, но интуитивно я понимаю это так: если я взял новость РБК в агрегатор «МедиаМетрикс», то ее содержание — это ваша головная боль, а не моя, потому что у вас есть лицензия». Зачем в таком случае нужно дополнительное регулирование — неясно, считает он.
При этом тот же Facebook сложно подогнать под определение агрегатора, полагает Клименко.
«У нас часто возникает ситуация, когда законопроект вносят в Госдуму, но потом его сильно меняют. Обычно все инициативы, которые проходят через профильный комитет Госдумы по СМИ, депутаты потом обсуждают с отраслью», — заявил он РБК.
Летом 2014 года Клименко говорил, что, если «Яндекс.Новости» закроются, российские СМИ могут потерять 7–8 млн посетителей в день, или до 30% трафика. В комментарии РБК он подтвердил, что эти цифры справедливы и на сегодняшний день
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков
Вопрос приравнивания новостных агрегаторов к СМИ не следует решать «лихим броском», его нужно проработать, сказал Песков, которого цитирует «Интерфакс».
По вопросу приравнивания агрегаторов к СМИ «однозначной позиции нет», отметил он. «Существуют разные точки зрения, причем весьма аргументированные. Упрощать эту тему было бы нелогично», — заключил Песков
Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин
Министерство связи не поддерживает законопроект, который предлагает приравнять новостные агрегаторы к СМИ, сказал Волин «Интерфаксу».
«Мы этот законопроект не видели, к нам он официально не поступал, и эта идея нам не нравится. Мы считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?» — заявил Волин.
Авторы законопроекта не консультировались с министерством, отметил он. При этом Роскомнадзор, который находится в подчинении у Минкомсвязи, заявлен в документе в качестве контролирующего органа
«Яндекс»
Если на новостные агрегаторы возложат обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет, заявил представитель компании.
«Каждый день «Яндекс.Новости» индексируют более 100 тыс. новостных сообщений почти от 7 тыс. источников. У «Яндекс.Новости» нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты», — говорит он.
При этом агрегатор «Яндекса» не публикует полные тексты новостей — чтобы их прочитать, пользователи переходят по ссылкам на сайты партнеров. Компания объективно ограничена в возможности проверять законность и достоверность новостной информации, подготовленной третьими лицами, сказал он, нести ответственность за такую информацию компания не может
У американской компании Google тоже есть агрегатор новостей — «Google Новости». Это полностью автоматизированный сервис, который работает на основе алгоритма без какого-либо редакторского участия, говорит представитель компании.
«Список новостей формируется исключительно алгоритмами, которые учитывают совокупный интерес СМИ к той или иной теме. Агрегатор дает только ссылки на новости, переводя читателей на страницы соответствующих ресурсов», — отметил он
Rambler&Co
Если законопроект будет принят, он не помешает работе сервисов Rambler, сказала РБК представитель компании Софья Иванова.
По ее словам, сервис «Рамблер.Новости», который является новостным агрегатором, представляет компания «Рамблер Интернет Холдинг» — это российское юрлицо.
«Все наши ресурсы зарегистрированы как СМИ. Мы соответствуем всем требованиям, предъявляемым к СМИ, обладаем достаточной экспертизой. В случае если этот законопроект все-таки будет принят, мы не видим проблем для его соблюдения», — сказала Иванова
МИА «Россия сегодня» («РИА Новости»)
На агрегаторы приходится половина трафика, который получает «РИА Новости», сказала представитель компании Ксения Рейжевская. «Мы изучаем, как прохождение закона могло бы сказаться на нашей работе. Впрочем, как известно из прессы, никакого консенсуса нет и вопрос прорабатывается», — отметила она.
Объем трафика, который поступает через агрегаторы, напрямую зависит от контента, говорит она. «Сегодня МИА «Россия сегодня» — крупнейший поставщик новостного контента, поэтому высока и доля трафика, которая приходится на агрегаторы. В январе 2016 года она составляла порядка 50% от общего объема», — добавила Рейжевская.
По ее словам, любые решения регулятора должны обсуждаться с отраслью
Independent Media
Предлагаемые изменения негативно скажутся, скорее, не на крупном медиабизнесе, а на самих госорганах, считает директор по цифровым продуктам Independent Media (объединяет такие издания, как Cosmopolitan, Esquire, «Ведомости») Виктор Саксон.
«Серьезный медиабизнес строит свой трафик не вокруг агрегаторов, а вокруг постоянной аудитории. Для тех, кто работает на охват, а это чаще всего пропагандистские сайты, агрегаторы гораздо важнее, и ограничение действия новостных агрегаторов приведет только к одному — к уменьшению возможности для официальных органов власти довести свою точку зрения до конечного потребителя», — сказал он РБК.
По его мнению, «людям, которые инициируют этот законопроект и проводят его экспертизу, нужно много раз подумать и взвесить риски этого решения для них же самих»
Позиция Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)
Принятие законопроекта в данном виде может привести к закрытию российских сервисов поиска и агрегации новостей, говорится в заявлении ассоциации. По мнению экспертов ассоциации, фактическое требование премодерации сотен тысяч материалов, которые сейчас обрабатываются автоматически, — это грубое вмешательство в алгоритмы работы сервисов новостной агрегации. В случае введения новых правил принципы работы агрегаторов будут поставлены под угрозу.
При этом перенос требований к иностранному владению предприятий СМИ на IТ-компании (не более 20%) «закрывает доступ молодых компаний к инвестиционному капиталу, а крупных компаний — к акционерному, что в условиях падения инвестиций делает сохранение подобных проектов невозможным», — считают эксперты.
Ассоциация призвала разрабатывать «стимулирующее» законодательство в области IТ в пику «охранительно-запретительному».
Глава комитета по информационной политике Госдумы Леонид Левин
Идея регулирования подобных способов массового распространения информации «заслуживает одобрения», сказал Левин РБК. В законопроекте перечислены принципы и порядок удаления информации и штрафы, которые уже были установлены в законах «О СМИ» и «О блогерах», поэтому в новом документе «минимальное количество законодательных инноваций», сказал он. Теперь вводится новое юридическое понятие «новостного агрегатора», говорит Левин. По его словам, агрегаторы новостей — один из самых значимых инструментов распространения информации в сети, как и соцсети, которые иногда превосходят по охвату аудитории государственные телеканалы.
«Коллеги предложили законопроект по актуальной тематике», — сказал депутат. При этом, по его словам, «крайне важно в полной мере сохранить право на свободное высказывание мнений»