Политика, 01 мар 2018, 22:58

Новая гонка: как Запад отреагирует на послание Путина

Оборонная часть послания Владимира Путина — самое жесткое внешнеполитическое заявление президента в последние годы. Запад ответит конфронтационно, начнется новая гонка вооружений, прогнозируют эксперты
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Климентьев / ТАСС)

Мир в зоне досягаемости

Теме «Обороноспособность и вооружение» Владимир Путин посвятил больше, чем любой другой из затронутых, 42 минуты послания (экономике и промышленности было уделено 13 минут). Он сообщил о шести разработанных и успешно испытанных новейших системах вооружения. «Ничего подобного ни у кого в мире пока нет. Когда-нибудь, наверное, появится, но за это время наши ребята еще что-нибудь придумают», — заверил Путин. Презентацию систем сопровождали видеоролики, на которых было видно, как ракеты преодолевают системы ПРО неназванной крупной страны за океаном. В частности, одна из них поражала территорию, похожую очертаниями на штат Флорида.

Такого послания по форме не бывало еще не только у Путина, но и ни у кого в мире: лидеры стран в своих выступлениях не делают столь тщательной подборки видео с вооружениями, сказал РБК председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: RT на русском / YouTube

В ответ на действия США

Разработку и внедрение представленных систем спровоцировали односторонние действия США: выход из Договора по противоракетной обороне и практическое развертывание этой системы как на территории, так и за пределами США, а также принятие новой ядерной доктрины, объяснил Путин.

Договор был заключен СССР и США в 1972 году, а в 2002-м, при президенте Джордже Буше-младшем, Соединенные Штаты из него вышли. Документ запрещал развертывание новых типов систем противоракетной обороны (ПРО), странам можно было иметь только одну такую систему — либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (для СССР — с центром в столице, для США — на базе Гранд-Форкс в Северной Дакоте).

США вышли из договора по ПРО в начале президентства Путина. Он неоднократно критиковал это решение, особенно после того, как стало известно, что американская сторона намерена разместить некоторые объекты противоракетной обороны в Европе. Россия, когда президентом был Дмитрий Медведев, предлагала НАТО поделить ответственность за безопасность в Европе и создать секторальную ПРО. Однако НАТО ответило отказом, объяснив, что не может передавать ответственность за обеспечение собственной безопасности странам, не входящим в альянс.

Многочисленные попытки договориться с Вашингтоном провалились, так как там считали Россию слабой, неспособной возродить экономику и вооруженные силы, констатировал Путин.​ «Все наши предложения, именно все наши предложения были отклонены», — сказал президент.

В итоге появились два района ПРО — в Румынии, а также в Польше, где завершается развертывание системы, планируется размещение противоракетных систем в Японии и Южной Корее. В состав глобальной системы ПРО США также входит морская группировка — пять крейсеров и 30 эсминцев, дислоцированных в районах в непосредственной близости от территории России, сообщил Путин.

Противоракетный комплекс THAAD (Фото: Leah Garton / Reuters)

США и НАТО, комментируя в последние годы развертывание ПРО, указывали, что она не направлена против России, а должна отвечать на угрозы с «южного направления». Эксперты тогда объясняли, что основные угрозы Западу исходят от Ирана и КНДР.​​

Озабоченность, по словам Путина, вызывает и новый обзор ядерной стратегии США, опубликованный 2 февраля. Россия, Китай, КНДР и Иран указаны в нем в качестве возросшей внешней угрозы. В документе сказано, что США будут модернизировать ядерную триаду и развивать маломощные ядерные бомбы, а ядерный удар может последовать в ответ не только на ядерное нападение, но и на удар обычными вооружениями.

Невозможный разговор

Опрошенные РБК эксперты отмечают, что нынешнее послание президента жестче, чем все предыдущие по международной проблематике, и превосходит по накалу ставшую знаменитой Мюнхенскую речь 2007 года. Тогда Путин тоже говорил об опасности решения США по ПРО и предупреждал об ответных мерах. Это не второй «Мюнхен», это «супер-Мюнхен», не объявление холодной войны, а констатация, что она идет, говорит Федор Лукьянов. Послание Путина очень жесткое. Пока в Европе реакция на него сдержанная, однако эти жесткие слова и видео услышат и увидят не только политики, но и граждане, что может оказать серьезное влияние на настроения, в том числе отрезвить тех, кто в последнее время только и критикует Россию, говорит научный директор Германо-российского форума Александр Рар.

Несмотря на жесткость, послание Путина — это приглашение к переговорам, считает председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев. О том же говорил и Путин: «Нет, с нами никто по существу не хотел разговаривать, нас никто не слушал. Послушайте сейчас». Выкладывание карт на стол, с тем чтобы дать собеседнику понять, что играть надо, — вполне нормальная тактика, расчет на то, что вторая сторона отрезвеет и пойдет на переговоры, полагает Лукьянов.

Однако шансы, что США будут готовы вести с Россией переговоры после такого послания, невелики, говорят эксперты. Выступление Путина обеспокоит европейские страны, которые оказались между двумя центрами противостояния, прогнозирует Лукьянов.

Вторая гонка вооружений

Эта «совершенно исключительная речь» будет представлена на Западе как очередное свидетельство роста российской военной угрозы, считает директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. Пентагон вечером 1 марта заявил, что высказывание Путина в ведомстве никого не удивило и все планы России были уже учтены при военном планировании.

«Его речь можно рассматривать как послание Вашингтону, которое свидетельствует о явном ухудшении отношений», — отреагировала газета The Washington Post. В тоне времен холодной войны президент России свел все к тому, что страна заслуживает место среди мировых сверхдержав, написала The New York Times.

«Послание Путина — это лучший подарок американскому ВПК. Уверен, что в штаб-квартирах от Boeing до SpaceX сегодня открывают шампанское. Нет ничего лучше для владельцев акций предприятий ВПК, чем серьезная гонка вооружений, а она началась», — уверен ведущий эксперт американского Атлантического совета Ариэль Коэн. «Более вероятно, что американское руководство будет трактовать слова Путина как приглашение к военному соревнованию. Американский ВПК явно истосковался по настоящей работе, а Трамп и его команда всегда демонстрировали благожелательное отношение к оборонному комплексу», — ожидает наращивания военных расходов США Лукьянов.

США уже готовятся

Модернизация американской ядерной триады, включающей атомные подводные ракетоносцы, стратегическую авиацию и межконтинентальные баллистические ракеты, анонсируется во всех последних военных планах администрацииДональда Трампа. Сейчас основу арсенала МБР США представляют ракеты Minuteman III. В опубликованной в начале февраля доктрине ядерной политики Штатов, о которой говорил Путин в своем послании, предлагалось начать замену этих ракет в 2029 году. В той же доктрине Вашингтон обнародовал планы инвестировать в новые системы вооружений, включая маломощную ядерную боеголовку для морских баллистических ракет Trident D5. Кроме того, сообщалось, что США уже начали программу создания и развертывания бомбардировщиков нового поколения B-21 Raider. ​В проекте военного бюджета на 2018 год, который Дональд Трамп подписал 12 декабря прошлого года, есть статья, позволяющая Пентагону начать разработку неядерной крылатой ракеты наземного базирования дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. С 2010 года ВМС США занимаются созданием лазерного оружия. В 2014-м американские ВМС отчитались об успешных испытаниях оружия направленной энергии Laser Weapon System (LaWS). Все эти планы могут быть пересмотрены в сторону ускорения их исполнения, говорят эксперты.

«Президент Путин сделал ставку на мощный рывок в ВПК. Это мы уже проходили в 1950–1980-е годы, и это привело к коллапсу Советского Союза. Я не исключаю, что сейчас Россия наступит на те же грабли. Сомневаюсь, что при ВВП в 12 раз меньше американского и в десять раз меньше китайского у России в этой области есть шансы опередить США и Китай», — говорит Коэн.

В 2018 году Россия потратит на оборону $46 млрд, говорил министр обороны Сергей Шойгу в конце прошлого года. Военный бюджет США на 2018 финансовый год — $692 млрд.

Крах переговорной системы

Еще одним результатом демонстрации новейших российских систем может стать отказ от сложившейся в годы предыдущей холодной войны системы сдерживания. «Все работы по укреплению обороноспособности России проводились и проводятся нами в рамках действующих соглашений в области контроля над вооружениями, ничего мы не нарушаем», — заявил Путин. Представленные им вооружения и в самом деле не нарушают действующих международных договоров, сказал РБК академик, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

Однако эксперты прогнозируют, что представленные вооружения и риторика президента Путина не будут способствовать переговорному процессу. Между США и Россией сейчас сохраняются два основополагающих документа в сфере контроля над вооружениями — Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, заключенный в 2010-м и действующий до 2021 года, и бессрочный​ Договор о ракетах средней и малой дальности. «Через три года договоры РСМД и СНВ могут уйти в историю», — говорит Тренин. Первый скоро истекает, а по исполнению второго у сторон давно претензии друг к другу; учитывая нынешние обстоятельства, они вряд ли сохранятся, говорит Лукьянов.

Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль