Депутаты обвинили сенаторов в "неприкрытом банковском лобби"
По словам депутата, "сенаторы своим решением показали политизированность данного вопроса и истинные причины нежелания создать конкуренцию на рынке платежей".
"В этой ситуации можно говорить о неприкрытом банковском лобби. Наверное, банкиры посчитали, что средствам, которые могли быть затрачены на контрольно-кассовую технику в случае принятия законов, может быть найдено другое применение", - сказал он.
Депутат отметил, что сенаторы, руководствуясь интересами банков, не разглядели высокой значимости законов. "В ситуации, когда банки отказываются возвращать депозиты, говорить о качественных сервисах не приходится вообще. А учитывая то, что в части регионов банковских отделений нет, ликвидация альтернативной платежной системы приведет к катастрофическим последствиям", - считает Д.Волчек.
В свою очередь член комитета Юрий Исаев отметил, что своим решением сенаторы перечеркнули многолетнюю работу не только Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, но и межведомственной комиссии, созданной по распоряжению министра финансов Алексея Кудрина.
Ю.Исаев добавил, что более чем за год работы над законопроектом члены Совета Федерации не внесли ни одной поправки. "Удивительно, что за пять дней, которые прошли с момента принятия Госдумой пакета законов, у сенаторов нашлись нарекания", - сказал Ю.Исаев.
По его словам, в России насчитывается около 400 тыс. точек приема наличности, из них около 200 тыс. - терминалы, а банкоматов только 40 тыс. "Тем не менее сенаторы приняли решение поддержать банковское сообщество. Таким образом, они отказались развернуть систему платежей лицом к рядовому плательщику", - добавил он.
Заместитель председателя комитета Лиана Пепеляева, комментируя отклоненный закон, отметила, что "если он сейчас не будет принят, это по существу будет означать, что государство эту деятельность не признает". "Учитывая, что эти услуги очень востребованы гражданами, фактический запрет этой деятельности повлечет значительное напряжение в обществе", - уверена Л.Пепеляева.
Напомним, что в Совете Федерации свои действия объяснили необходимостью в существенной доработке документа. В частности, как отметил глава комитета СФ по экономической политике Оганес Оганян, в случае принятия данного закона в том виде, в котором его одобрила Госдума, деятельность платежных агентов была бы выведена из-под контроля, и стал бы невозможен контроль финансовых потоков, проходящих через терминалы.
"Мы не против платежных терминалов, они упрощают жизнь граждан, и мы должны их оставить", - добавил сенатор. Закон предполагалось ввести в действие с 1 января 2010г., и время на его доработку пока есть, отметил он.
Законом предполагалось, что оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика принимать от физического лица денежные средства в целях исполнения им обязательств перед поставщиком товаров или услуг на основании заключенного с поставщиком договора. При этом оператор обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя. Оператор также вправе заключить договор по приему денежных средств с субагентом.
Документ содержит норму, позволяющую платежным агентам взимать с плательщика вознаграждение за прием платежей. Размер вознаграждения должен определяться в договоре, заключаемом между платежным агентом и плательщиком.
Устанавливаются специальные требования к платежным терминалам: в качестве одного из условий определяется обязательность использования контрольно-кассовой техники, устанавливаются требования к кассовому аппарату и чеку.
Как заявляют в Госдуме, целью данного закона является создание дополнительных условий для развития предпринимательской деятельности, связанной с обеспечением для населения доступности товаров, работ и услуг, а также расширение способов расчетов с участием физических лиц.