«Ъ» раскрыл подробности дела о терактах в Дербенте и Махачкале
В нападениях на православные храмы и синагоги в Дербенте и Махачкале в Дагестане в июне этого года участвовали 11 человек, пятеро из которых по фамилии Магомедовы нашли для всех террористов оружие и хранили арсенал. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы дела.
Участники группы объединились «по мотивам национальной и религиозной ненависти к гражданам Израиля», приводит издание выдержку из материалов. Предполагалось, что террористы двумя группами по три человека одновременно атакуют синагоги в Махачкале и Дербенте. В поджоге синагоги Келе-Нумаз в Дербенте должен был участвовать младший брат бойца ММА Гаджимурада Кагирова Магомед, но он не принес присягу лидеру группы Осману Омарову и позже не стал участвовать в терактах. Сейчас он находится под арестом, который продлен до 23 февраля.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на Следственный комитет, все шестеро с мая по первую половину июня активно готовились к атакам: они сделали бутылки с «коктейлями Молотова», нашли оружие и обучались стрельбе.
Еще пять соучастников по фамилии Магомедовы, не являющиеся родственниками друг другу, также участвовали в поисках оружия. Они спрятали и хранили весь арсенал, а также взрывные устройства. Так, в квартире одного из них в Махачкале оперативники изъяли противотанковый гранатомет, автомат Калашникова с патронами, три гранаты, взрыватель и взрывпакеты.
Дома у другого соучастника по имени Магомед Магомедов в селе Сергокала оперативники нашли гранату, 42 пистолетных и автоматных патрона и самодельное взрывное устройство осколочно-фугасного действия. У его односельчанина Халида Магомедова были обнаружены пистолет Макарова, граната, 24 патрона для пистолета и 13 для автомата. Еще у одного подельника — Заура Магомедова — в Махачкале в двух квартирах нашли травматический пистолет, более 250 патронов для разного оружия, гранату, оптический прицел, два глушителя и шесть магазинов к автоматам. Все трое арестованы, им вменяют подготовку к теракту, а также незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Все фигуранты не признают вину и утверждают, что оружие, взрывчатку и патроны им подбросили, пишет «Коммерсантъ». Один фигурант — Халид Магомедов — утверждает, что его заставили дать показания под давлением, а часть доказательств создана в рамках следствия. Фигурант заявлял, что не знал ничего о терактах, и изъявлял готовность пройти проверку на детекторе лжи. Адвокаты фигурантов также настаивают на их невиновности.
Заур Магомедов имеет два высших образования. Он занимал должность гендиректора строительной компании в Махачкале, пишет «Коммерсантъ». Высшее образование есть и у Халида Магомедова, на момент совершения теракта он работал асфальтоукладчиком в АО «ЦДС Филиал СУ 450». Магомед Магомедов говорил, что в последнее время не работал, поскольку получил инвалидность из-за травмы.
23 июня в Дербенте и Махачкале террористы обстреляли два православных храма, синагоги и посты ДПС. В результате атаки погибли 22 человека (17 полицейских и пять гражданских), еще свыше 40 человек получили ранения. Среди жертв — настоятель атакованной в Дербенте православной Покровской церкви Николай Котельников, которому было 66 лет.
Во время нападений силовики ликвидировали шестерых боевиков. Среди убитых террористов были Осман и Адиль Омаровы — сыновья на тот момент главы Сергокалинского района Магомеда Омарова. Участие экс-руководителя района в совершении теракта не подтвердилось, но после этого его уволили с поста главы района, а также исключили из «Единой России». 26 июня его арестовали на десять суток за нецензурную брань в присутствии людей. По аналогичному обвинению были задержаны пятеро его сыновей. Позже Омарова обвинили в отмывании денег и мошенничестве, он остается под стражей. В октябре по делу о растрате и служебном подлоге также была задержана жена Омарова, ее отправили под домашний арест.
Читайте РБК в Telegram.