Политика, 02 апр, 15:03

Президент Киргизии подписал закон об иноагентах

Президент Киргизии подписал закон об иноагентах, который обязывает НКО с иностранным финансированием регистрироваться в специальном реестре. При этом глава государства заверил: никаких преследований по закону не будет
Читать в полной версии
(Фото: Павел Бедняков / РИА Новости)

Президент Киргизии Садыр Жапаров подписал закон «О внесении изменений в закон «О некоммерческих организациях» — в киргизских СМИ его назвали законом об иноагентах. Об этом глава государства сообщил на своей странице в Facebook (принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской и запрещена), опубликовав пост на киргизском, русском и английском языках.

Законопроект зарегистрировали в жогорку кенеш (однопалатный парламент) в мае 2023 года. Депутаты приняли документ в третьем чтении 14 марта 2024 года, после чего направили его на подпись президенту. Он вступит в силу через десять дней после официальной публикации.

Организации, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью, получат статус «иностранный представитель» и войдут в специальный реестр. В жогорку кенеш отметили, что цель закона — обеспечить открытость и публичность работы НКО, которые получают средства из иностранных источников.

«Неправительственные организации, работающие в нашей стране в течение 30 лет, нигде не регистрировались. Никому не отчитывались. Они лишь открывали банковские счета, брали деньги у иностранных доноров и использовали их на свое усмотрение, в том числе в личных целях, — написал Жапаров. — Отныне они, как и все, будут регистрироваться в Министерстве юстиции. Будут открывать банковские счета. Теперь они начнут работать открыто. Не будет бардака, как прежде».

В законе прописано, что такое политическая деятельность. Она включает участие организации в проведении собраний, митингов, демонстраций, дебатов, дискуссий, выступлений; деятельность, направленную на то, чтобы получить определенный результат на выборах и референдумах, а также наблюдений за электоральными мероприятиями; публичные обращения к госорганам — например, с призывом принять или отменить тот или иной закон; распространение мнений о политике киргизских властей; проведение опросов общественного мнения.

Политической деятельностью не считается работа в сферах «науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность».

После того как парламент принял закон, более 90 киргизских НКО обратились к Жапарову с просьбой документ заветировать. Они обратили внимание на то, что инициаторы законопроекта заявляли, что «якобы НКО не сдают отчеты об источниках их финансирования и направлениях своих расходов». «Это не соответствует действительности, — говорится в обращении (цитата по Kaktus.Media). — В соответствии с законодательством Кыргызской Республики, НКО сдают такие же отчеты, которые установлены для всех юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, более того, в 2021 году для НКО дополнительно были установлены отчеты, которые не применяются к коммерческим организациям». По оценке организаций, НКО с иностранным финансированием «не захотят проходить предусмотренную законопроектом унизительную регистрацию» и «будут вынуждены ликвидировать свои организации», а это негативно скажется на всем секторе некоммерческих учреждений в Киргизии.

Обеспокоенность в связи с принятием этого закона также высказывали постоянный координатор ООН в Киргизии Антье Граве; Евросоюз, Великобритания, Германия, Канада, США, Франция (их посольства выпустили совместное заявление); правозащитные организации Human Rights Watch, Amnesty International и «Репортеры без границ».

По оценке Садыра Жапарова, киргизские неправительственные организации «обманывают» иностранных доноров. «Они распространяют ложную информацию, говоря: «Нас будут преследовать, нас будут задерживать как агентов иностранного государства». И доноры поверили. Именно поэтому они просят меня не подписывать этот закон», — написал глава государства, обвинив местные НКО в том, что выделенные им иностранные средства они использовали «на свои личные интересы». И заверил: он гарантирует, «что никаких преследований не будет». «Мы не ядерная страна. Мы пока не собираемся летать в космос. У нашего государства нет секретов, которые нужно скрывать от вас и ваших доноров. У нас всю информацию можно найти в открытых источниках», — заявил Жапаров.

Изначально вкупе с поправками в закон об НКО депутаты предлагали ввести в Уголовный кодекс статью об ответственности за создание «некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». Она предусматривала наказание в виде штрафа от 50 тыс. до 100 тыс. сомов или лишение свободы до пяти лет; участие в работе такой организации и пропаганда ее работы были чреваты штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. сомов или лишением свободы на срок до десяти лет. Против поправки выступили Верховный суд, Генпрокуратура и киргизский омбудсмен. В итоге от этой поправки отказались.

Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт