Политика, 02 июн 2003, 16:15

В Большом театре - барочная “Альцина” в версии латвийской оперы

После более чем 20-летнего перерыва в Большом театре вновь прошли гастроли Латвийской национальной оперы. Рижская опера привезла в Москву один их своих самых известных спектаклей - “Аиду” Верди, а также оперу Генделя “Альцина” - первый барочный спектакль в репертуаре театра.
Читать в полной версии

Инициатива постановки “Альцины”, демонстрирующей появление нового направления в развитии латвийской оперы, принадлежит дирижеру Андрису Вейсманису. Кроме “Альцины”, он поставил оперы Перселла “Дидона и Эней” и “Королева фей”, оратории Генделя “Мессия”, “Саул” и Баха “Страсти по Иоанну”. Камерный оркестр под управлением Вейсманиса отлично справился со сложной задачей, хотя характер исполнения музыки Генделя и не являлся в полном смысле слова аутентичным, так как не был изменен музыкальный строй и не использовались старинные инструменты. Солисты, не будучи специфически барочными исполнителями, также смогли освоить сложные пассажи и фиоритуры, а режиссер спектакля Кристина Вусс добилась драматической точности при исполнении партий. Безусловно, самой яркой фигурой спектакля была Сонора Вайце в роли волшебницы Альцины - ее прозрачное колоратурное сопрано было гибким, сильным, очень подвижным при исполнении музыкальных украшений.

Сценографически барочная эстетика создается в спектакле сдержанными и тонкими средствами. Андрис Фрейбергс легко обозначил контуры дворца на волшебном острове Альцины, сделал упор на приглушенные тона стилизованных под XYIII век костюмов, лишь у главных героинь и кукол - ярко красные. Намеренно наивные и очень трогательные эффекты, отличающие барочный театр, такие, как гроза и ветер, дополняются интересными визуальными решениями, например, облаками в виде огромных воздушных шаров.

“Альцина ” неизменно пользуется успехом у публики, став сенсаций в балтийских странах. Да и в России барочные оперы ставятся редко. Спектакль стал поворотным в эстетическом отношении для латвийской оперы, ориентированной на романтическое направление, и показал возможности труппы, предоставив новые средства музыкальной выразительности.

Предыдущие гастроли Латвийской оперы в Большом театре проходили в августе 1980 года. Тогда московской публике показывали лучшие оперные и балетные постановки Латвийской национальной оперы: оперы "Бал-маскарад", "Отелло", "Макбет", "Банюта", "Чудо-птица Лолиты", "Играю, танцую" и балеты "Лебединое озеро", "Скарамуш", "Кармен-сюита", "Гаянэ".

В июне на сцене Латвийской национальной оперы с обменными гастролями выступит оперная труппа Большого театра России. Большой театр повезет в Ригу две постановки: "Турандот" Пуччини и "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. Гастроли пройдут в рамках межгосударственного культурного обмена в соответствии договором между министерствами культуры России и Латвии.

Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist