Политика, 02 июн 2005, 21:20

Эксперты: "Рейтинга Ходорковского" не существует

Социологи из "Левада-центра" по итогам своих последних опросов сообщили, что 8,3% россиян допускают возможность проголосовать на президентских выборах за М. Ходорковского.
Читать в полной версии

"Сравнивать показатели других политиков с рейтингом М.Ходорковского можно только условно, поскольку мало кто представляет себе возможность проголосовать за него в реальности, - сообщил журналистам профессор Юрий Левада. - Люди, которые вошли в эти 8,3%, декларируют таким образом, скорее, свое внимание к личности Ходорковского и протест против того, как с ним поступили".

Ю.Левада также отмечает, что 8 % – это достаточно высокая цифра для политика второго эшелона. Примерно такой же рейтинг у Юрия Лужкова, за которого готовы проголосовать около 10% россиян, у Геннадия Зюганова – около 9, но ни один из которых пока что не набирает больше 10% доверия своих избирателей. Есть только один политик, который идет со значительным отрывом от всех, и даже по данным Левада-центра набирает более 30% потенциальных голосов – это президент Владимир Путин.

Но и сам рейтинг в 8 % у М.Ходорковского вызывает много вопросов, несмотря на сделанные профессором Ю.Левадой оговорки. Если рассмотреть результаты и методику исследования внимательнее, то пресловутый "президентский потенциал" опального олигарха растает как дым.

Так, появление у М.Ходорковского президентского рейтинга прокомментировал известный тележурналист М. Леонтьев, подчеркнув, что говоря о рейтинге, следует учитывать не спекуляции, и не сравнивать даже рейтинг одного политика с рейтингом другого. Надо сопоставлять позитивный рейтинг с негативным. Так, например, у В.Жириновского всегда отрицательный рейтинг был больше положительного, хотя его положительный рейтинг выше, чем рейтинг осужденного олигарха.

"У Ходорковского отрицательный рейтинг в несколько раз выше положительного. У нас 15-20 процентов населения склонны к либеральным идеям. В настоящий момент Ходорковский оттянул на себя внимание значительного количества этого электората. Протестно-либеральный электорат его поддержал, но 8% - этого очень мало. Это поражение даже на своем поле. Если мы абстрагируемся от всего, то видно, что личностные качества его на порядок выше, чем у остальных деятелей этого направления – он пострадал, проявил личное мужество, он публицистичен, эффектен. Он сам по себе – информационный повод. Но только если человек получает 8 % именно на выборах, а не по результатам опросов – это истинный рейтинг. Я не знаю, что еще должен сделать Ходорковский, чтобы действительно их набрать" – сказал журналист.

Комментарий известного политолога, президента Фонда "Политика" В. Никонова оказался еще прагматичнее и короче, к тому же В. Никонов пояснил, откуда взялась цифра "8". "У Ходорковского нет президентского рейтинга. Вопрос, который задавали опрашиваемым, был сформулирован так "Проголосуете ли вы за него на президентских выборах?". При этом не были предложены другие фигуры для сравнения. Таких выборов не бывает. Нужно давать определенный список людей. Если такой список появится, то его рейтинг устремится к нулю. Это некое теоретическое исследование, которое показало отношение людей к фигуре М.Ходорковского. Но к реальной жизни и политике это отношения не имеет".

Таким образом, говорить о том, что Михаил Ходорковский мог бы принять участие в выборах и стать на этих выборах претендентом, способным хотя бы отнять голоса у кого-то, не приходится. Разговоры вокруг его рейтинга – это неплохо задуманная пи-ар акция. Но результат ее вряд ли будет серьезным.

Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов