Политика, 02 авг 2021, 12:44

Беглого первого президента Киргизии привезли к следователям в Бишкеке

Аскара Акаева подозревают в участии в невыгодных стране сделках вокруг главного золоторудного месторождения
Читать в полной версии
(Фото: Александр Натрускин / РИА Новости)

Первый президент Киргизии Аскар Акаев прибыл в Бишкек, откуда он сбежал в 2005 году во время так называемой «тюльпановой революции».

Как сообщает издание 24 kg со ссылкой на пресс-центр Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии, Акаев доставлен в здание спецслужбы, «где с его участием проводятся необходимые следственные действия в рамках уголовного дела».

Указывается, что Акаев прибыл в Бишкек самолетом «Аэрофлота» вместе с сыном Илимом.

В начале июля председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев заявил, что Акаев объявлен в розыск за злоупотребление должностным положением. Речь идет о заключении соглашения с канадской «Камеко» в 1992 году. Тогда компания без конкурса получила права на разработку крупнейшего в регионе золоторудного месторождения Кумтор (приблизительная оценка запасов золота — 700 т). В правоохранительных органах считают, что договор был невыгодным для Киргизии.

Помимо этого коррупционной считается и сделка 2003 года, когда вследствие реструктуризации генерального соглашения с «Камеко» доля Киргизии в совместной компании была занижена на 25,7%.

В суде Нью-Йорка в настоящее время рассматривается заявление о «реорганизационном» банкротстве «Кумтор Голд Компани» и «Кумтор Оперейтинг Компани». Канадская компания утверждает, что такие меры предприняты в целях дополнительной защиты компании «в ответ на необоснованный захват рудника Кумтор правительством Кыргызстана».

Бывший президент Акаев приехал под определенные договоренности, уголовного преследования его не будет, уверен киргизский политолог, директор центра социально-политических исследований «Эльчи» Денис Бердаков. По его мнению, показания Акаева необходимы для усиления позиции Киргизии в суде Южного округа Нью-Йорка, так как именно он привел в 1990-е годы канадскую компанию в страну и лоббировал ее даже против воли парламента.

Акаева не будут судить, уверен российский политолог Аркадий Дубнов. Его возвращение — инициатива [президента Киргизии Садыра] Жапарова — президент дал ему гарантии непреследования и защиты, добавляет он. «Единственное — его попросят дать показания по Кумтору», — сказал эксперт РБК. Дело Кумтора особенно важно для Жапарова. Будучи в тюрьме, он боролся за национализацию золоторудного месторождения (записывал видеообращения и вел аккаунты в социальных сетях), и во многом благодаря этому стал таким популярным.

Дубнов также предполагает, что возвращение в страну Акаева связано с растущим в Киргизии напряжением, вызванным недовольством северных кланов. «Это довольно привычные для Киргизии обстоятельства, когда пришедшие к власти в стране ассоциируются с северным или южным кланом. На этот раз формально Жапаров представляет интересы Иссык-Кульского района, который скорее отнесен может быть к северу, но пришел он к власти с Камчыбеком Ташиевым — ярким представителем южных кланов, который сейчас председательствует в ГКНБ», — говорит Дубнов.

По стране довольно быстро поползли слухи, что главный в этом тандеме не президент, что вызывало недовольство северных кланов, которые сейчас консолидируют свои силы и ресурсы. Есть опасения, добавляет Дубнов, что в конце лета — начале осени в стране, как это регулярно случается в Киргизии, могут вновь начаться протесты. «В этой ситуации Жапаров разумно полагает, что сейчас нужно делать жесты, которые привлекут на его сторону авторитетных представителей северных кланов (сам Акаев — выходец с севера страны. — РБК). Чтобы показать, что эта молва неправильная и он не олицетворяет южные кланы», — говорит он.

В целом уже пора было возвращать в страну первого президента, благодаря которому Киргизия достигла успехов в гуманизации госуправления и демократизации, добавляет Дубнов. «Человек он уже пожилой, ему 76 лет. До сих пор ему не давали вернуться, даже чтобы проститься с умершим братом, и это было очень некрасиво», — говорит эксперт. Другое дело, что ситуация с управлением в Киргизии не так однозначна, чтобы утверждать что Жапаров или кто-то другой может полностью гарантировать безопасность Акаева, заключает Дубнов.

Аскар Акаев стал первым президентом независимой Киргизии в 1991 году, а позже еще дважды выигрывал выборы и продлевал свои полномочия на референдумах. Однако в 2005 году оппозиция обвинила Акаева в фальсификации выборов. Последовавшая за этим «революция тюльпанов» привела к тому, что президент покинул страну. Киргизия требовала его выдачи от России, но Москва отвечала отказом.

Из пяти президентов независимого Кыргызстана власть мирно и по закону передали только двое: Роза Отунбаева, занимавшая пост в переходный период 2010–2011 годов, и следующий за ней Алмазбек Атамбаев. Первый и второй президенты страны Аскар Акаев и Курманбек Бакиев были вынуждены бежать из Кыргызстана. Жээнбеков подал в отставку также под давлением уличных протестов.

Последние годы Акаев занимался научной деятельностью. С 2014 года он трудился в НИУ ВШЭ, где руководил деятельностью лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации.

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Меня недолюбливают: как люди сами выдумывают себе проблемы