Политика, 02 ноя 2021, 10:04

Региональные парламенты направили замечания к закону о публичной власти

7 субъектов направили критические отзывы на законопроект о региональной власти. Татарстан увидел в нем противоречие Конституции, среди других претензий — недоработанность для регионов-матрешек и сокращение срока отзывов в два раза
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

9 ноября состоится первое чтение законопроекта о региональной власти, внесенного в Госдуму сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым. Новая норма предполагает сразу несколько изменений в институт губернаторства — разрешает избираться более двух раз, однако расширяет полномочия президента снять их по утрате доверия; унифицирует название должности как «глава субъекта». Обратную связь регионов на законопроект Госдума собирала до 31 октября, на момент публикации на сайте парламента было опубликовано 15 отзывов. Какие претензии есть к законопроекту у региональных властей — в материале РБК.

Какие замечания у регионов

Из 15 субъектов, отзывы которых опубликованы на сайте Госдумы, восемь поддержало законопроект «Об общих принципах организации публичной власти» без замечаний. Шесть регионов (Якутия, Ненецкий и Ямало-Ненецкий АО, Кабардино-Балкария, Ставропольский край и Астраханская область) направили свои уточнения, один — Татарстан — выступил против инициативы.

Ранее решение не поддерживать законопроект депутаты Госсовета Татарстана приняли единогласно — 82 голосами. Как указывается в отзыве республики, некоторые положения противоречат «незыблемым основам конституционного строя». Речь идет о части законопроекта, которая разрешает федеральным органам исполнительной власти участвовать в формировании региональных. «Этот закон в корне влезает в полномочия субъектов Российской Федерации, нарушая действующие нормы российской Конституции», — говорил председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Кроме того, унификация названия и единственно возможных сроков главы субъекта нарушает принципы федеративного государства, считают в Госсовете.

Татарстан остается единственным регионом, где глава субъекта — президент. В августе 2010 года Рамзан Кадыров выступил с инициативой переименования поста главы Чечни и отказался от поста президента. «В едином государстве должен быть только один президент», — отметил он. В декабре 2010 года закон запретил называть глав регионов президентами, и до 2015 года все республики (кроме Татарстана) изменили названия должности.

Последней претензией Татарстана стало сокращение срока предоставления отзывов на рассматриваемые в Госдуме законопроекты. Если сейчас регионы могут направить его в течение 30 дней, то после принятия инициативы — только 15 дней, что приведет к «фактическому отстранению регионов от федерального законодательного процесса». С критикой уменьшения срока также выступили Якутия, Кабардино-Балкария и Ставропольский край. Так, в Думе Ставропольского края отметили, что законодательные органы в регионах проводят свои заседания один раз в месяц и срок в 15 дней недостаточен для «надлежащего рассмотрения законопроектов».

Депутаты госсобрания Якутии не согласны и с расширением возможностей для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия. По их мнению, в документ требуется включить четкие основания для утраты доверия — сам факт утраты доверия президентом таковым являться не может.

Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО обращают внимание на недоработанность закона в сложносоставных субъектах — не закреплено самостоятельное осуществление полномочий властями АО. «Целесообразно сохранить действующую правовую конструкцию системы взаимоотношений области и автономных округов», считают в заксобрании ЯНАО.

Самый большой по объему отзыв направил парламент Кабардино-Балкарской Республики. Значительная часть из них — рекомендации по исправлению неточностей и «пробелов» законопроекта, например указание времени, в течение которого региональные власти должны привести в соответствие законы субъекта при изменениях в федеральные.

Сенатор Андрей Клишас сообщил РБК, что замечания и предложения субъектов по законопроекту будут учитываться при подготовке поправок к законопроекту, однако «такие предложения должны быть поддержаны большинством регионов и отражать консолидированную позицию». Так, с учетом поправок будут доработаны положения, касающиеся многосоставных субъектов, добавил он.

По мнению автора законопроекта, унификация наименований глав регионов и сроков их полномочий согласуется с принципами федерализма, в частности, с таким из них, как единство системы государственной власти. Кроме того, региональным уставом может быть предусмотрено дополнительное наименование должности высшего должностного лица с учетом исторических, национальных и иных традиций, подчеркнул Клишас.

РБК направил запрос КПРФ, ЛДПР и «Новым людям», чтобы уточнить позиции партий по поводу законопроекта. В «Справедливой России — За правду» отметили, что обсуждение замечаний к законопроекту состоится 9 ноября перед пленарным заседанием Думы.

Позиция думских комитетов

Свои замечания к проекту направил комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению. По мнению комитета, законопроект не соответствует требованиям определенности и ясности в части разграничения полномочий региональной и местной власти. Так, спорные ситуации могут возникнуть с содержанием мест захоронения, тепло- и водоснабжением.

В заключении комитет также указывается на проблему сокращения срока отзывов для регионов. «Как указано в пояснительной записке к законопроекту, цель данной поправки — обеспечение оптимизации законодательного процесса и процесса взаимодействия между органами публичной власти. Однако, по мнению комитета, такой маленький срок является недостаточным для полноценной работы над поступающими из Государственной думы законопроектами», — пришли к выводу в комитете по региональной политике.

Срок рассылки в регионы проектов федеральных законов изменяется в «целях оптимизации», поясняется в заключении комитета по государственному строительству и законодательству. Там подчеркивается, что «с учетом развития цифровых технологий» срок обмена документацией между органами публичной власти существенно сокращается.

Сокращение времени подачи отзыва с 30 до 15 дней сильно затруднит возможность региональной власти сформировать отличную от федеральной власти позицию, рассказал РБК политолог Константин Калачев. «У региона просто не хватит времени подготовить расширенный отзыв с критической позицией и, тем более, создать единый фронт с другими субъектами», — пояснил он. По мнению политолога, законопроект направлен на укрепление вертикали власти, снижение роли субъектов и закрепляет де-юре то, что было де-факто. Регионы практически не противостоят централизации, что подтверждается и соотношением отзывов на законопроект, заключил Калачев.

Pro
Чат-бот в каждый дом: зачем бигтехам масштабная ИИ-революция
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас
Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Правильный выбор IT-архитектуры сделал Netflix лидером. Что важно учесть
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы