SIPRI оценил, сколько заработали мировые производители оружия в 2023 году
Половина общемирового дохода приходится на компании из СШАВ 2023 году доходы 100 крупнейших мировых компаний — производителей оружия от продажи их продукции и предоставления связанных с этим услуг выросли до $632 млрд, что на 4,2% больше, чем в 2022-м. Об этом говорится в обновленном ежегоднике Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI) «100 крупнейших компаний по производству оружия и предоставлению военных услуг за 2023 год» (есть в распоряжении РБК).
Рост доходов от продажи оружия наблюдался во всех регионах мира. Наиболее заметный скачок эксперты зафиксировали в России и на Ближнем Востоке — +40 и +18% соответственно. Такая динамика отражает большой спрос на оружие и военную технику, который продиктован обострением глобальной геополитической напряженности, поясняют аналитики. В 2023 году рост доходов наблюдался у 73 компаний из 100, в то время как в 2022-м это касалось 47 компаний.
Совокупные доходы 42 компаний из топ-100, относящихся к Северной Америке (США и Канада), выросли на 2,4%, до $318 млрд. В США расположена 41 компания, суммарно в 2023 году они заработали $317 млрд (+2,5%) — это 50% общемировых доходов от продажи оружия. При этом доходы двух крупнейших компаний, которые занимают первые две строчки, — Lockheed Martin и RTX — сократились на 1,6 и 1,3% соответственно. Несмотря на высокий спрос на их продукцию, они не смогли в достаточной степени нарастить производственные мощности в связи с проблемами с цепочками поставок, особенно в сегментах авиационной и противоракетной обороны, где логистические схемы наиболее сложны.
Далее идут 27 компаний из Европы (исключая Россию) — их доход вырос на 0,2%, до $133 млрд (21% от общемировых). Семь компаний базируется в Великобритании (общий доход в 2023 году — $47,7 млрд), при этом BAE Systems остается крупнейшей оборонной корпорацией на континенте. Сильнее всего доходы выросли у Atomic Weapons Establishment (+16%), которая производит ядерные боеголовки. Четыре компании из Германии — Rheinmetall, ThyssenKrupp, Hensoldt и Diehl — в сумме получили $10,7 млрд, или на 7,5% больше, чем в прошлом году. Доход единственной в списке компании с Украины — JSC Ukrainian Defense Industry (бывший «Укроборонпром») — вырос на 69% и составил $2,2 млрд.
Общий доход входящих в рейтинг пяти компаний из Франции сократился на 8,5%, до $25,5 млрд. Это связано в первую очередь с падением оборота (-41%) аэрокосмической компании Dassault Aviation Group, чья основная статья доходов — продажа истребителей Rafale — сократилась на 60%. Суммарный доход также сократился и у трех трансъевропейских компаний — MBDA, Airbus и KNDS: в 2023 году они заработали $21 млрд, что на 1,5% меньше, чем в 2022-м. На 10% сократился доход двух корпораций из Италии — Leonardo и Fincantieri в сумме получили $12,4 млрд.
«Из-за отсутствия доступных данных» эксперты включили в топ-100 только две компании из России — «Ростех» и Объединенную судостроительную корпорацию, которые заняли седьмое и 41-е места соответственно (начиная с 2014 года все меньше российских компаний публикуют информацию о своих доходах; свои подсчеты SIPRI приводит с опорой на заявления властей или представителей компаний). «Ввиду общей непрозрачности представленные здесь данные призваны дать лишь общий обзор, а не подробное представление о текущем состоянии российской военной промышленности», — отмечают эксперты. При этом у «Ростеха» нет прямых производственных мощностей, в него входит ряд российских компаний, которые SIPRI до этого включал в свои базы данных. Доход двух российских корпораций в 2023 году эксперты оценили в $25,5 млрд, что на 40% больше, чем в 2022-м.
Рост доходов российских корпораций SIPRI объясняет тем, что в ответ на спрос в связи с полномасштабными боевыми действиями на Украине они стали производить больше различных видов вооружений — в их числе системы ПВО, определенные типы ракет, боевые самолеты, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), системы радиоэлектронной борьбы и оружие для сухопутных войск. «Россия перешла к стратегии истощения, интенсифицируя производство оружия для поддержания затяжного конфликта», — пишут эксперты, обращая внимание на увеличение госзаказов и военного бюджета, создание новых структур для управления производством и обеспечения выполнения заказов.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов критически отзывался о методике расчетов SIPRI, касающихся компаний оборонного сектора. «Мы эти данные, как и другие страны, например Китай, не публикуем — они закрытые. Откуда они их берут? Просто из пальца высасывают», — утверждал он.
В топ-100 эксперты включили девять корпораций из Китая — в сумме у них $103 млрд (или 16% от общемировых доходов), что ставит КНР на второе место по этому показателю после США. Три китайские компании — крупнейший в стране производитель военной авиатехники AVIC, многопрофильный холдинг NORINCO и CETC, которая специализируется на электронике, средствах связи и программном обеспечении, — входят в первую десятку; при этом у пяти из девяти корпораций эксперты зафиксировали снижение в доходах «на фоне углубляющегося экономического спада в Китае». На Тайване единственная компания в топ-100, NCSIST, увеличила свой доход на 27%, до $3,2 млрд, — это связано с ростом внутренних заказов на ракеты, БПЛА и радары на фоне растущей напряженности в отношениях с материковым Китаем.
Три компании из Индии — Hindustan Aeronautics, Bharat Electronics и Mazagon Dock Shipbuilders — нарастили свои доходы на 5,8%, до $6,7 млрд. Рост Hindustan Aeronautics (+6,9%), в частности, опирается на решение Индии перейти к полностью самостоятельному производству легких боевых самолетов и вертолетов.
23 компании рейтинга базируются в Азии и Океании — в 2023 году их доход вырос на 5,7%, до $136 млрд; это произошло в основном за счет южнокорейских и японских компаний. Четыре корпорации из Южной Кореи получили на 39% больше доходов — они составили $11 млрд. В частности, рост у конгломерата Hanwha Group (+53%) произошел после консолидации всех его дочерних военных предприятий и приобретения корейской судостроительной компании DSME; тенденцию укрепили экспортные контракты с Австралией, Великобританией и Польшей на артиллерию и бронетехнику. Другие южнокорейские компании — Korea Aerospace Industries и Hyundai Rotem — также увеличили свои доходы за счет растущего спроса (в основном это внутренние заказы, а также контракты с Польшей на легкие боевые самолеты и танки).
Пять компаний из Японии в 2023 году получили $10 млрд (+35%) дохода. Внутренние заказы были в два, а иногда и в четыре раза выше, чем в 2022-м, когда Токио запустил самую масштабную со Второй мировой войны программу по наращиванию военного потенциала: к примеру, заказы у крупнейшего японского военного производителя, Mitsubishi Heavy Industries, выросли в стоимости на 360% в номинальном выражении.
Конфликты на Украине и в секторе Газа стали основными факторами роста военного производства на Ближнем Востоке — шесть компаний из этого региона нарастили доход на 18%, до $19,6 млрд. Три из них — Elbit Systems, Israel Aerospace Industries, Rafael, которая производит ракеты для систем ПРО «Железный купол» и «Праща Давида», — базируются в Израиле и получили в 2023 году $13,6 млрд (+15%). Три компании из Турции — ASELSAN, Baykar, Turkish Aerospace Industries — получили доход $6 млрд (+24%). На фоне того, что Турция хочет стать самодостаточным производителем оружия, этот рост объясняют растущий внутренний спрос и увеличение экспорта, связанное с конфликтом на Украине. В частности, производитель беспилотников Baykar экспортировал БПЛА как напрямую Киеву, так и в другие страны для дальнейшей поставки на Украину; экспорт составил 90% дохода компании в 2023 году.
Эксперты отмечают, что в целом доходы выросли в первую очередь у не самых крупных компаний. Большие корпорации из первой половины списка, которые производят сложные оружейные системы, сталкиваются с резким ростом затрат и продолжающимися перебоями в поставках, и для них всплеск спроса чреват не ростом доходов, а растущим числом невыполненных заказов. А сравнительно небольшие военные корпорации, чьи цепочки поставок не такие длинные, а ассортимент продукции не такой широкий, смогли быстро нарастить производство и удовлетворить спрос.
Доходы топ-10 производителей оружия в мире, по подсчетам SIPRI
1. Lockheed Martin Corp. (США) — доход в 2023 году $60,8 млрд (-1,6% по сравнению с 2022-м).
2. RTX (США) — $40,6 млрд (-1,3%).
3. Northrop Grumman Corp. (США) — $35,5 млрд (+5,8%).
4. Boeing (США) — $31,1 млрд (+2%).
5. General Dynamics Corp. (США) — $30,2 млрд (+3,2%).
6. BAE Systems (Великобритания) — $29,8 млрд (+2,3%).
7. «Ростех»* (Россия) — $21,7 млрд (+49%).
8. AVIC (Китай) — $20,8 млрд (+5,6%).
9. NORINCO (Китай) — $20,5 млрд (-2,7%).
10. CETC (Китай) — $16 млрд (+13%).
* «Ростех» — холдинговая компания без прямых производственных мощностей, поэтому ее обычно не включают в топ-100 производителей оружия. SIPRI отмечает, что приводит ее из-за отсутствия данных по всем другим российским оружейным компаниям; многие из них находятся под контролем «Ростеха» и, пока их данные были доступны, входили в предыдущие рейтинги.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в 2021-м называл данные SIPRI «высосанными из пальца». Так он прокомментировал отчет института о падении мировых продаж российских оборонных компаний. «Мы эти данные, как и другие страны, например Китай, не публикуем — они закрытые. Откуда они их берут? Просто из пальца высасывают», — заявил Чемезов.
Читайте РБК в Telegram.