Политика, 03 янв, 05:47

Токаев заявил, что не станет менять Конституцию и переизбираться в 2026-м

Токаев опроверг слухи о планах изменить Конституцию и в 2026 году вновь принять участие в президентских выборах. По его словам, правило, согласно которому президент может быть избран только один раз, «больше никогда не изменится»
Читать в полной версии
(Фото: Павел Бедняков / ТАСС)

Согласно действующей Конституции Казахстана, президент может избираться на один семилетний срок, после чего его полномочия заканчиваются, заявил в интервью Egemen Qazaqstan президент Касым-Жомарт Токаев, отвечая на вопрос о возможном переизбрании.

Токаев опроверг слухи о плане проведения референдума по изменениям в Конституцию и подчеркнул, что правило, согласно которому президент может быть избран только один раз, «больше никогда не изменится». «Я твердо верю в это. Конституционная реформа не была предназначена для дальнейшего внесения изменений в Конституцию в ее нынешнем виде», — подчеркнул глава государства.

Он рассказал, что об идее единого семилетнего срока говорил в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад, однако тогда это предложение «не нашло особой поддержки». «После моего избрания президентом в 2019 году наша страна перешла к демократизации политической системы, предоставлению свободы общественной жизни и освобождению экономики от монополии», — добавил Токаев.

Вместе с этим глава государства сообщил, что «некоторым влиятельным людям наше новое направление совершенно не понравилось». «Они восприняли это изменение как угрозу глубоко укоренившейся системе в стране и своему «особому статусу» в структуре власти. Такие люди стали тайно, а иногда и открыто выражать свое неприятие переменам в стране. В конце концов они решили повернуть реформу вспять и разрушить все, чтобы вернуться к удобной для них старой ситуации», — сказал президент, имея в виду вооруженные беспорядки в январе 2022 года.

По его словам, к массовым беспорядкам и попытке государственного переворота в Казахстане привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества.

Токаев — преемник Нурсултана Назарбаева, который был президентом Казахстана с 1991 года и занимал этот пост более 25 лет. В марте 2019-го Назарбаев сложил полномочия. И.о. главы государства стал Токаев, на тот момент председатель сената. Летом того же года он победил на внеочередных выборах президента Казахстана.

В сентябре 2022 года он подписал указ о проведении досрочного голосования, сразу после принятия поправок к Конституции. Согласно новой редакции Основного закона, срок полномочий был увеличен с пяти до семи лет, переизбрание запрещено. В ноябре 2022-го Токаева вновь переизбрали.

Токаев в своем новогоднем обращении обещал, что в новом, 2024 году примет комплексные меры по утверждению «диктатуры закона и порядка». «В новом году мы продолжим системные реформы, нацеленные на укрепление нашей государственности, повышение благополучия народа. Мы примем комплексные меры для утверждения в обществе диктатуры закона и порядка», — говорил глава государства.

Он отметил, что в 2023 году в рамках политики обеспечения верховенства закона в стране приняли «конкретные меры в этом направлении». В частности, власти продолжают работу «по возврату незаконно приобретенных экономических активов». Возвращенные в казну средства «уже идут на благо народа, к примеру на строительство школ», заявил Токаев.

По его словам, 2023 год для Казахстана был отмечен «впечатляющими успехами, яркими моментами и важными событиями». В целом экономика страны выросла на 4,9%, сказал президент.

Pro
Смерть фондового рынка: почему успешные компании не выходят на биржу
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
8 из 10 человек терпят фиаско при введении новых привычек. Что делать
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии