Политика, 03 фев 2022, 19:46

Депутат от Чечни призвал считать угрозы об «отрывании голов» метафорой

Депутат Шамсаил Саралиев заявил, что слова его коллеги Адама Делимханова об «отрывании голов» в адрес членов семьи Янгулбаевых не были прямой угрозой, на чеченском языке высказывание звучит мягче
Читать в полной версии
(Фото: Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС)

Слова депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова («Единая Россия») в адрес семьи Янгулбаевых про «отрывание голов» не являются прямой угрозой. Об этом «Коммерсанту» заявил депутат Госдумы от Чечни, член «Единой России» Шамсаил Саралиев.

По его словам, эта фраза на чеченском языке близка к русскому обороту «и полетят головы». «Чуть грубее, действительно, но к нему не надо относиться как к прямому посылу. Это не значит, что кто-то возьмет тесак и пойдет рубить головы», — пояснил депутат.

Саралиев добавил, что Ибрагим Янгулбаев призывал в интернете к «антирусским, антироссийским» настроениям и «прославлял таких террористов, как Шамиль Басаев». Он связал резкость высказываний Делимханова с его эмоциональностью, поскольку у многих жителей Чечни «еще не зажили раны после двух военных кампаний в Чеченской Республике». «Никто не хочет, чтобы международный терроризм снова пришел в наш регион и наши семьи. А Адам Султанович воевал и хоронил своих товарищей», — указал депутат.

В беседе с РБК Саралиев также заявил, что слова Делимханова нельзя воспринимать дословно из-за «метафоричности». «К примеру, когда мы очень рассержены и говорим на русском языке какому-то негодяю: «Я тебе голову за это оторву», то такое выражение вовсе не означает, что мы действительно намерены оторвать негодяю голову», — пояснил он.

Речь идет о заявлении Делимханова, которое тот опубликовал на чеченском языке у себя в Instagram. «Не зная покоя ни днем, ни ночью, наши тела, души, имущество, потомство — за вами. Отрывая вам головы, работая над вами, убивать вас. У нас с вами действительно вражда, кровная месть. Я это говорю и для тех, кто будет переводить на русский язык. У нас с вами вражда по всем направлениям. У нас с вами вражда, война, кровная месть. И у нашего потомства тоже», — сказал депутат Госдумы в адрес семьи Янгулбаевых (перевод Би-би-си).

В Кремле переадресовали просьбу оценить высказывание Делимханова к Госдуме и комитету по этике. «Давать оценку действиям депутата — это не наша функция», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. После этого глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов призвал прокуратуру оценить высказывания Делимханова и обратился к ФСБ с просьбой обеспечить безопасность семье Янгулбаевых. Проверить угрозы также следует Генпрокуратуре, заявил РБК зампред комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики, член КПРФ Николай Арефьев.

В СПЧ рассказали РБК, что пытаются получить точный перевод слов с чеченского языка на русский, однако указали, что подобные угрозы недопустимы. «Если такие вещи депутат на самом деле сказал, если это правда, то это недопустимые вещи в российском государстве, в правовом российском государстве», — отметил секретарь Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Александр Точенов. Он добавил, что заняться инцидентом следует федеральным правоохранительным органам.

В конце января в квартиру в Нижнем Новгороде, где проживали бывший судья Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаев и его жена Зарема Мусаева, ворвались люди в гражданской одежде, они представились сотрудниками правоохранительных органов Чечни, сообщил «Комитет против пыток» (юрлица организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации). Позднее власти Чечни подтвердили, что Мусаеву доставили в столицу республики Грозный. Министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Ахмед Дудаев уточнил, что она проходит свидетелем по уголовному делу о мошенничестве и не явилась на дачу показаний.

Кадыров заявил, что семья Янгулбаевых, вероятно, причастна к организации нападения на бывшего чеченского силовика на территории Турции. Семья, продолжил он, поддерживает группировки террористов и планировала принять участие в организации целой сети. «Исходя из этого, я считаю, что их надо задержать, как того требует закон, и наказать. А если окажут сопротивление, то уничтожить как пособников террористов, кем они и являются», — резюмировал глава Чечни.

Коллегия судей Чечни 3 февраля лишила Сайди Янгулбаева статуса судьи в отставке и неприкосновенности, решение вступит в силу на следующий день, 4 февраля. Он в разговоре с РБК назвал это решение незаконным. «Конечно, я этого не ожидал, потому что прекращать этот статус нет никаких оснований», — сказал Янгулбаев, допустив, что власти Чечни планируют «сфабриковать какое-то дело» против него. Бывший судья в конце января покинул Россию вместе с дочерью Алией.

Власти республики подозревают, что сыновья судьи Ибрагим и Абубакар Янгулбаевы причастны к оппозиционному Telegram-каналу 1ADAT, его материалы в Чечне признали экстремистскими. Янгулбаевы обвинения отрицают. Прежде Ибрагим Янгулбаев провел полтора года в СИЗО по делу об экстремизме, он жаловался в ЕСПЧ на пытки и избиение в отделе полиции. В конце декабря Абубакара Янгулбаева задержали в Пятигорске и допросили по делу об оправдании терроризма.

В беседе с РБК Абубакар Янгулбаев заявил, что, по информации Telegram-каналов, чеченского силовика в Турции «поймали» уехавшие из Чечни жители республики, после чего совершили самосуд из-за его действий в качестве сотрудника силовых ведомств. «Я что там, что тут не поддерживаю насилие и высказывал в узком семейном кругу свое негативное отношение к таким акциям», — заключил он.

Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании