Политика, 03 мая 2018, 20:27

Смена формата: что означает окончание АТО в Донбассе

Президент Порошенко сменил формат силовой операции в Донбассе, передав все полномочия по ее ведению армии. Обострения в регионе ждать не стоит, изменения связаны с желанием Киева заморозить конфликт и устранить правовые нарушения
Читать в полной версии
Фото: Евгений Малолетка / AP

Силовая операция украинских властей на востоке страны сменила формат и название. Согласно указу президента Петра Порошенко, с начала мая на юго-востоке Украины началось проведение военной операции Объединенных сил (ООС), антитеррористическая операция (АТО) завершена.

Изменение формата АТО, которая шла ровно четыре года, было анонсировано задолго до президентского указа. О грядущем начале ООС еще в конце февраля говорил начальник генштаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) Виктор Муженко. По словам Муженко, переход от АТО к ООС позволит сформировать более четкую структуру командования и систематизировать применение армии в Донбассе — в рамках правового поля и с большей эффективностью.

В рамках закона

ООС будет проходить в соответствии с так называемым законом о реинтеграции Донбасса, принятым 18 января, пояснил РБК депутат фракции «Блок Петра Порошенко» и секретарь парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник. Главной целью закона о реинтеграции Донбасса (полное название — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях») называется освобождение названных оккупированными территорий и восстановление территориальной целостности Украины.

В документе официально признано, что Россия — агрессор, а ДНР, ЛНР и Крым — временно оккупированные территории. Действия Киева в регионе в законе определяются как «сдерживание и отпор российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». При обсуждении закона, инициатором которого был Порошенко, депутаты не раз заявляли, что параметры действовавшей антитеррористической операции, ее масштаб, характер и продолжительность перестали соответствовать поставленной задаче. Срок АТО не был оговорен ни в одном из принятых после ее начала законов.

Правовой аспект введения нового формата операции на юго-востоке Украины играет для Киева первостепенную роль: за применение армии на собственной территории при отсутствии объявленной войны киевское руководство критиковали оппозиционные депутаты и правозащитники. Дело в том, что согласно ст. 1-1 закона о ВСУ от 1991 года применение армии в мирное время возможно лишь как последняя мера, если все другие оказались неэффективными или невозможными. Применение армии на своей территории в рамках контртеррористических операций среди дозволенных действий в законе не указано.

Кроме того, с начала вооруженного конфликта на юго-востоке страны весной 2014 года на Украине так и не было объявлено военное положение. Указывая на этот факт, в 2016 году бывший судья Конституционного суда Украины Виктор Шишкин называл незаконным проведение нескольких волн мобилизации во время конфликта. Установленная законом предельная численность ВСУ составляет 250 тыс. человек. В последние годы реальная численность личного состава ВСУ росла (в 2012 году составляла 184 тыс. человек) и достигла лимита осенью 2017 года.

Принятие нового закона позволило Украине «называть вещи своими именами», говорит Винник. По его словам, теперь конфликт можно охарактеризовать как «оборонительную войну с целью освободить оккупированные Россией территории».

Еще в январе секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов, который в апреле 2014 года, будучи и.о. президента, подписал документ о начале АТО, отмечал, что с принятием нового закона у Киева появилось больше возможностей использовать армию на востоке страны, так как Россия в документе «четко и недвусмысленно признана государством-агрессором, а территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей — оккупированными».

Как проводилась АТО

На Украине статус и особенности антитеррористической операции оговариваются в законе «О борьбе с терроризмом» от 2003 года. Согласно ст. 10, АТО проводится лишь при наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, интересам общества или государства, в случае если устранение этой угрозы другими способами является невозможным. Ключевую роль в организации борьбы с терроризмом играет не армия, а Служба безопасности Украины (СБУ).

В июне 2014 года, спустя два месяца после начала АТО в Донбассе, Верховная рада приняла поправки в закон «О борьбе с терроризмом», которые существенно расширили права и обязанности армии в антитеррористических операциях. Однако все время до принятия закона о реинтеграции Донбасса президент имел право использовать армию внутри Украины только с разрешения Верховной рады.

Отличие ООС от АТО

Для координации ООС создан Объединенный оперативный штаб ВСУ, подконтрольный исключительно президенту страны. Возглавил штаб 48-летний генерал Сергей Наев, он же является начальником штаба сухопутных сил. В военных действиях под единым командованием, теперь уже армейским, будут задействованы не только вооруженные силы, но и прочие силовые структуры, в частности спецназ МВД и полиция.

В проведении же АТО участвовали подразделения различных украинских силовых ведомств, таких как МВД и СБУ, а также соединения Вооруженных сил Украины, которые подчинялись штабу АТО. Штаб АТО с ноября прошлого года возглавлял генерал-лейтенант Михаил Забродский.

Согласно распоряжению президента Порошенко, линия разграничения между позициями ВСУ и территорией непризнанных Донецкой и Луганской народных республик названа «районом боевых действий». Подконтрольные Киеву части Луганской и Донецкой областей названы зоной безопасности, в которой командование Объединенных сил может ограничивать пребывание и перемещение гражданских лиц.

Создание зон безопасности с несколькими типами режимов (свободное перемещение гражданских лиц, перемещение только при наличии документов с возможностью личного досмотра, запретная зона) фактически передает армии часть полномочий украинских правоохранителей в отношении обысков и досмотров, отмечает председатель Народного совета непризнанной ​ДНР Денис Пушилин. Новый статус операции, сказал РБК Пушилин, позволит Киеву при желании скрывать военные преступления.

Главным отличием ООС от АТО генерал Наев считает именно то, что в новом качестве армейская операция направлена именно на противостояние «российской агрессии», а не «террористам», под которыми в Киеве подразумевают воинские формирования самопровозглашенных республик. 2 мая Наев на брифинге для журналистов рассказал, что армейские корпуса ДНР и ЛНР фактически входят в состав 8-й армии Вооруженных сил России со штабом в Новочеркасске. По словам генерала, вооруженные силы непризнанных республик получают от 8-й армии все необходимое снабжение, а офицерский корпус состоит из россиян.

Российское Минобороны эти высказывания Наева не комментировало, на протяжении всего конфликта Москва отрицает участие российских военных в событиях в Донбассе. ​​

Предвыборный формат

Российская сторона негативно отреагировала на перемены в украинской силовой операции. Министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью итальянскому журналу Panorama 3 мая заявил: принципиальный момент украинского конфликта в том, что Россия не ведет войну с Украиной и не является участницей противостояния. Устойчивое же урегулирование ситуации в Донбассе, говорит Лавров, возможно лишь через выполнение комплекса мер, прописанных в минских соглашениях. В них Россия не является стороной конфликта и является посредником в урегулировании конфликта.

Закон о реинтеграции, признающий Россию стороной конфликта, действительно противоречит минским договоренностям, так как в них Россия не признается стороной конфликта, говорит украинский политолог Вадим Карасев. По его мнению, принятие закона и переформатирование АТО в ООС призваны заморозить конфликт в текущем состоянии: называя Россию агрессором, украинская сторона фактически блокирует переговорный процесс. В продвижении переговоров, рассуждает эксперт, Киев не заинтересован из-за приближающихся президентских и парламентских выборов (первые должны пройти в конце марта 2019 года, вторые — осенью того же года). «Реализация минских соглашений накануне президентских выборов невозможна, даже несмотря на их компромиссный характер, так как их выполнение может привести к тому, что Порошенко обвинят в капитуляции», — говорит Карасев.

«У республик есть опасения насчет военного обострения после переформатирования операции, однако все же в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится», — рассказал РБК Пушилин.

Не ждут эскалации конфликта на юго-востоке и украинские военные. «Мы не прогнозируем обострения боевых действий в связи с началом операции. ООС направлена на установление мира, на ликвидацию любых разделительных линий и искусственных барьеров, которые сейчас разделяют граждан Украины и целые семьи. Мы пришли не для того, чтобы разжигать конфликт, а для того, чтобы ускорить его завершение», — приводит его слова «РИА Новости».

За трое суток, что действует ООС, динамика боевых действий в Донбассе не изменилась — продолжается обмен артиллерийскими ударами​. За 2 мая Минобороны Украины насчитало 22 случая артобстрела со стороны ДНР, трое украинских военнослужащих были ранены. За те же сутки представители ДНР сообщили о двух раненых в результате обстрелов со стороны ВСУ.

Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Какая вы стресс-личность: как это поможет при перегрузке
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки