Политика, 03 дек 2002, 20:20

Москва может разорвать отношения с Копенгагеном

Как уже сообщалось, сегодня министерство юстиции Дании отказалось удовлетворить требование России о выдаче Ахмеда Закаева, обвиняемого Генпрокуратурой РФ в причастности к террористической деятельности. На Западе Закаев представляет интересы чеченского лидера Аслана Масхадова.
Читать в полной версии

Копенгаген заявил, что не получил от российских властей достаточных оснований для экстрадиции Закаева. В частности, в Дании недовольны неточностями в показаниях свидетелей, рассказавших о преступлениях, к которым якобы причастен Закаев, и тем, что эти показания даны уже после того, как было принято решение о задержании Закаева.

Представитель Масхадова уже освобожден из-под стражи. Отношения России и Дании оказались под угрозой.

Сегодняшнее решение датских властей прогнозировалось большинством аналитиков. Власти Дании, как и тех европейских государств, перед которыми не стоят проблемы терроризма и сепаратизма, рассматривают события в Чечне прежде всего как массовое нарушение прав человека, а не борьбу с террористами, о чем говорят в России. Копенгаген считает выходом из нынешнего тупика политическое урегулирование, а именно – переговоры с Асланом Масхадовым. Москва обсуждать какие-либо вопросы с бывшим президентом Чечни, а ныне одним из главарей бандформирований, отказывается, а политическое урегулирование видит в принятии конституции Чечни и проведении в республике парламентских и президентских выборов.

Многочисленные попытки сторон объясниться успеха не имели. В октябре нынешнего года в Копенгагене прошел так называемый "Всемирный чеченский конгресс", на котором представители чеченских общин ряда стран обсуждали пути решения проблемы Чечни. Незадолго перед этим президент РФ Владимир Путин отложил намечавшийся визит в Копенгаген. Саммит Евросоюз – Россия был перенесен в Брюссель (Бельгия). Однако все действия российских властей, направленные на отмену чеченского форума, были безуспешны. Власти Дании наотрез отказались запретить проведение мероприятия, ссылаясь на тот факт, что он организован общественными организациями. Позднее, правда, выяснилось, что официальные структуры все же причастны к финансированию "конгресса". Однако это уже ничего не изменило, как не изменило ситуацию и печальное стечение обстоятельств: накануне чеченского форума в Копенгагене произошел захват заложников в театральном центре "Норд-Ост" в российской столице. Надежды Москвы, что задержание Ахмеда Закаева станет реакцией на это событие, не оправдались. Выразив сожаления о трагическом совпадении и выполнив формально требование о задержании подозреваемого, Копенгаген затем напомнил, что все должно решаться в юридических рамках. В итоге доказательства вины Закаева, предоставленные Генпрокуратурой РФ, сочли недостаточными.

Реакция Москвы последовала незамедлительно. Министр иностранных дел России Игорь Иванов назвал решение властей Дании "не лишенным политической окраски". По мнению главы МИДа, "ажиотаж (вокруг Закаева) был поднят теми, кто заигрывает с террористами". Россия, по словам министра, считает решение датских властей неправильным, поскольку рассматривает Закаева в качестве одного из опасных террористов.

В свою очередь, начальник международно-правового управления Генпрокуратуры Роберт Адельханян заявил, что "отказ Дании носит политический характер и противоречит нормам международного права". Прокуратура продолжит следственные действия в отношении Ахмеда Закаева, будет добиваться его выдачи и в дальнейшем, а на действия властей Дании направит протест в Европейский суд по правам человека. Позже, правда, замгенпрокурора РФ по Южному федеральному округу Сергей Фридинский сообщил, что обращения в Европейский суд не будет.

Этим, разумеется, дело не ограничится. Москва, скорее всего, решится свернуть контакты с Копенгагеном, по крайней мере - в политической сфере. Владимир Путин, наотрез отказывающийся идти на компромисс с чеченскими боевиками и не желающий слышать от кого бы то ни было советы на эту тему, теперь вполне может "отложить" свой визит в Данию навсегда, то есть на весь срок (или сроки) президентства. Что касается экономических связей, то одна крупная политическая партия уже призывала россиян бойкотировать датские товары (пиво "Туборг" и "Карлсберг", детские конструкторы "Лего"), не есть датские хот-доги в закусочных "Стоп-топ", прервать контакты с датскими бизнесменами, не ездить в туристические поездки в Данию. Сомнительно, чтобы эту инициативу поддержали граждане, однако политическое давление сверху, направленное против контактов с датскими компаниями, при определенных обстоятельствах могло бы стать реальностью.

Тем временем российские политики активно комментируют действия властей Дании. Лидер думской группы "Народный депутат" Геннадий Райков в интервью РБК назвал решение датского минюста о невыдаче Закаева "очень серьезной ошибкой датского правосудия". По мнению парламентария, Копенгаген не захотел встать на "путь борьбы с терроризмом, испугавшись, что террористы обратят свой взор на тихую и спокойную Данию". Геннадий Райков подчеркнул, что данное решение "не пойдет на пользу российско-датским отношениям". Депутат особо отметил "проявление двойных стандартов": с одной стороны, европейские страны заявляют о намерении бороться с терроризмом, а с другой - принимают подобные решения.

Однако есть и иная точка зрения. Так, вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада (СПС) в интервью РБК выразила мнение, что решение датских властей являлось "вполне предсказуемым", так как обвинение, представленное Генпрокуратурой РФ, "было слишком расплывчатым". Парламентарий полагает, что обвинения в причастности Ахмеда Закаева к организации теракта в Москве трудно доказуемы, а обвинять его в участии в боевых действиях на чеченской территории не совсем корректно, "ведь и нынешний глава Чечни Ахмад Кадыров в свое время боролся с федеральными войсками на стороне дудаевцев". Ирина Хакамада полагает, что решение властей Дании было обусловлено "огромной юридической ошибкой Генпрокуратуры: зная, что Европа довольно скептически относится к правомерности ведения военных действий на территории Чечни, нужно было готовить серьезные и доказательные обвинения".

Вице-спикер Госдумы не исключает, что сегодняшнее решение может породить в России антидатскую кампанию. "Однако я бы не посоветовала нагнетать эту волну: из-за одного Закаева - фигуры явно ничтожной - ссориться со всей Европой было бы политической ошибкой", - считает парламентарий.

Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Синдром плотного графика: зачем люди «забивают» свое расписание