Украинский кризис, 04 мар 2015, 16:05

Депутаты Госдумы раскритиковали конституционную реформу на Украине

Российские парламентарии не удовлетворены ходом подготовки к конституционной реформе на Украине, где накануне была создана конституционная комиссия. Москва настаивает на подключении к обсуждению Донбасса
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Российские сомнения

Подготовку к конституционной реформе на Украине в среду обсуждали в Государственной думе. На заседании научного совета по правотворчеству при председателе нижней палаты начальник отдела по научному обеспечению деятельности России в Венецианской комиссии Рашад Курбанов заметил, что при новой власти на Украине было принято шесть поправок в Конституцию, а законодательный процесс отличается заметной активностью. За первые два месяца нового года на Украине приняты 43 закона, 84 постановления парламента, 78 указов президента, 211 распоряжений президента, подсчитал он; в Госдуме за это же время было принято только 17 законов.

Несмотря на кипучую законотворческую деятельность, конституционная реформа в соседней стране прервалась, отреагировал Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству. По его мнению, последние шаги украинского парламента – принятие заявления о России как стране-агрессоре, предложение признать Донецкую и Луганскую народные республики террористическими организациями, согласие на арест трех судей Печерского райсуда Киева (депутаты считают, что те выносили заведомо неправосудные решения) – подрывают конституционный процесс еще до его начала. Политолог Сергей Марков, присутствовавший на заседании, вообще заявил, что на Украине происходит «демонтаж демократических институтов» и формируется «полицейское государство».

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин вновь подчеркнул, что «без конституционной реформы невозможно восстановить полноценный мир» в Донбассе. При Нарышкине с марта прошлого года существует рабочая группа по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов. Поводом для ее создания стали первые решения Верховной рады после бегства из страны президента Виктора Януковича, в частности отмена закона о региональных языках (впоследствии на это решение наложил вето и.о. президента Александр Турчинов).

Рабочая группа вслед за политическим руководством страны неоднократно заявляла о необходимости федерализации Украины и закрепления статуса русского языка в восточных областях страны. На предоставлении Донбассу особого статуса с самого начала конфликта весной 2014 года настаивает Москва. Но перехода соседней страны к федеративному устройству российская сторона формально не требует. Так, министр иностранных дел Сергей Лавров указывал, что не имеет значения, каким словом будет называться перераспределение полномочий между центром и местными властями на Украине.

Соборность и целостность

Накануне, 3 марта, президент Петр Порошенко подписал указ о создании конституционной комиссии во главе со спикером парламента Владимиром Гройсманом.

По словам Порошенко, которые приводит его пресс-служба, меняя Конституцию, «необходимо сберечь целостность, соборность Украины» и «никакого шанса не оставить тем, кто хотел так называемой федерализации, а на самом деле – раскола Украины». Конституционная реформа, в том числе предусматривающая децентрализацию власти, является элементом минских договоренностей, согласованных 12 февраля этого года контактной группой в составе ОБСЕ, России, Украины и представителей мятежного Донбасса. Она должна завершиться до конца 2015 года.

Как напомнил киевскому изданию «Сегодня» политолог Владимир Фесенко, проект децентрализации был подготовлен прошлым летом, в нем речь шла о ликвидации института местных государственных администраций, создании представительств президента, изменении функций органов местного самоуправления. Кроме того, начали готовиться нормы об отмене депутатской неприкосновенности и ограничении неприкосновенности судей. Вообще же, на Украине есть два подхода к реализации реформы: поэтапное внесение изменений или системное изменение основного закона, на внесение которого нужно больше времени, считает Фесенко. По его словам, сейчас реализуется первый вариант.

С февраля прошлого года на Украине было несколько попыток договориться о конституционной реформе. В числе заготовок, которые уже существуют, – конституционный проект третьего президента Украины Виктора Ющенко и наработки созванной еще в 2012 году Конституционной ассамблеи во главе с первым президентом Леонидом Кравчуком.

Комиссия Гройсмана, которая займется конституционной реформой, согласно действующему законодательству создается как орган при президенте. В нее своих делегатов должны до 12 марта представить депутатские фракции и группы в парламенте, правительство, Верховный суд, Совет судей, ассоциации местного самоуправления, Академия наук и Академия правовых наук Украины.

Комиссия должна собираться не реже одного раза в два месяца, ее решения оформляются как президентские акты и выносятся на рассмотрение парламента.

Донбасс за скобками

Москва настаивает на том, чтобы к обсуждению реформы были подключены и повстанцы из Донбасса, и международные переговорщики. Нарышкин в среду заметил, что февральские минские договоренности после одобрения их резолюцией Совбеза ООН, «по сути <…> приобрели характер международно-правового акта, за ходом выполнения которого будет следить и мировое сообщество».

В рамках контактной группы по Украине Москва предлагает создать «рабочие группы для рассмотрения всех аспектов минских документов». Это предложение было выдвинуто на переговорах министров иностранных дел «нормандской четверки» (Германия, Россия, Украина и Франция) в начале марта, такие рабочие группы касались бы «в том числе по вопросам конституционной реформы, возобновления экономических связей», заявил в среду Лавров. Киев на эти инициативы отвечает отказом. Нарышкин заметил при этом, что Россия, «безусловно, не собирается вмешиваться» в суверенные дела Украины.

В середине февраля донбасские повстанцы уже предложили Киеву «делегирование отдельным регионам, районам права самостоятельно формировать структуру региональной власти и местного самоуправления». Особый статус мог бы распространяться на налоговую и финансовую сферы, предполагают они. Киев оставил предложения Донецка и Луганска без ответа.

Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
Цена ошибки: во сколько обходится компании неправильный выбор сотрудника
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент