Дело Ивана Сафронова, 04 апр 2022, 11:40

Павлов опубликовал речь Сафронова на предстоящем заседании суда

Юрист Иван Павлов опубликовал речь Сафронова, с которой он намерен выступить на заседании в Мосгорсуде. Суд начнет рассматривать дело о госизмене в закрытом режиме
Читать в полной версии
(Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС)

Советник главы «Роскосмоса», бывший журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов, которому вменяют госизмену, на первом заседании по его делу попросит суд о содействии в том, чтобы ему объяснили суть обвинений.

Заседание Мосгорсуда начнется 4 апреля в 14:00, оно пройдет в закрытом режиме. Речь Сафронова, с которой он намерен выступить, опубликовал участвовавший в его защите юрист Иван Павлов (Минюст внес его в реестр СМИ-иноагентов, а Адвокатская палата Петербурга приостановила его статус адвоката).

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

«Я не в состоянии защищаться от того, что не сформулировано в постановлении о привлечении меня в качестве обвиняемого», — подчеркивает он. Сафронов указывает, что в материалах дела не сказано, какие сведения, составляющие государственную тайну, он собирал по версии обвинения, а также у кого, когда и при каких обстоятельствах. Кроме того, отмечает он, в процессуальных документах говорится, что «эти обстоятельства следствием не установлены».

Сафронов говорит, что никогда не получал допуска к сведениям, составляющим гостайну: «Я не знал и не мог знать, что использованная мной в рамках журналистской деятельности и полученная из открытых источников информация якобы относилась к сведениям, составляющим государственную тайну. <...> Я абсолютно уверен, что не могу быть осужден за распространение собранных мной легально и открыто, как журналистом, сведений. Сведений, которые находились в публичном доступе».

По словам Сафронова, его адвокаты неоднократно просили объяснить, в соответствии с какой именно нормативной базой распространенные им сведения относятся к гостайне. Однако в ответ следователь заявил, что «адвокаты не имеют права на ознакомление с правовыми актами и документами, носящими секретный характер». «Я не в состоянии опровергать то, что я не нарушал законы, о существовании которых мне ничего не известно и которые мне не показывают», — говорит Сафронов.

Экс-журналист отмечает, что следствие отказало ему в просьбе предоставить доступ в Сеть — это было необходимо Сафронову, чтобы «показать следователю открытые источники интернета, в которых содержалась вся использованная в моей работе информация». Кроме того, говорит он, следствие не стало включать в список свидетелей более 40 человек, которых указала сторона защиты. «Мне отказывают в праве защищаться. Мне отказывают в праве на защиту в принципе», — заявил он.

Сафронов попросит суд обеспечить ему возможность выхода в интернет, вызова в суд всех свидетелей стороны защиты, экспертов и специалистов, а также «дополнительного беспрепятственного изучения материалов уголовного дела».

«Год и девять месяцев меня понуждают сказать, что я виновен в государственной измене. Но я повторяю и буду повторять: я не виновен», — подчеркнул он.

Сафронов с 7 июля 2020 года находится в СИЗО, ему неоднократно продлевали арест (в последний раз — до 22 сентября). Максимальное наказание по статье о госизмене (ст. 275 УК) предусматривает 20 лет лишения свободы.

5 марта Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу Сафронова. Как утверждает ведомство, следствие установило «факты длительного, на протяжении 2015–2019 годов, выведывания и собирания Сафроновым секретной и совершенно секретной информации», в том числе о военно-техническом сотрудничестве России со странами ОДКБ, Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова. По данным прокуратуры, эти данные Сафронов передавал представителям иностранных разведок. В ведомстве заявили, что Сафронов делал это «на возмездной основе», а также «с использованием методов шифрования».

ФСБ, в свою очередь, заявляла, что в 2012 году, когда Сафронов работал в «Коммерсанте», его завербовала чешская разведка, которая получала от него секретные данные, а их конечным получателем были США.

В ноябре прошлого года защита сообщила, что в деле фигурирует политолог Демури Воронин, которого также подозревают в госизмене. Следствие утверждает, что в 2015 году Сафронов за $248 передал ему некие данные о деятельности Вооруженных сил России в Сирии, которые тот переслал в Цюрихский университет и Федеральную разведывательную службу Германии BND.

Сафронов отказался от сделки со следствием, он настаивает на своей невиновности и связывает уголовное преследование с журналистской деятельностью. Он неоднократно указывал, что сведения, в передаче которых его обвиняют, находятся в открытом доступе в интернете. Его адвокаты отмечали, что в материалах дела не указано, как и от кого Сафронов получил сведения, составляющие государственную тайну, и жаловались на действия следователя ФСБ, запретившего им делать выписки из материалов уголовного дела.

В «Роскосмосе», куда Сафронов пришел в мае 2020 года, подчеркивают, что он не имел доступа к гостайне и что дело не связано с работой в госкорпорации. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин говорил, что Сафронов, будучи журналистом и освещая такие темы, как обороноспособность страны, «вел себя корректно», но допустил, что «часто его публикации раздражали некоторых чиновников». «В его планы точно не входило напакостить интересам России. Поэтому в первый же день после его ареста я сказал, что не сомневаюсь в личной порядочности и профессионализме Сафронова», — отмечает Рогозин.

В поддержку Сафронова выступили общественные деятели, политики и журналисты.

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части