Политика, 04 июн, 11:41

МИД сообщил, что России не нравится отношение талибов к женщинам

Россия учитывает право суверенного руководства Афганистана, представленного талибами, на установление собственных порядков, хотя в них Москве нравится не все, заявил Кабулов. Речь идет, в частности, об отношении к женщинам
Читать в полной версии
Фото: Majid Saeedi / Getty Images

России не нравятся некоторые аспекты правления группировки «Талибан» (признана террористической и запрещена в России) в Афганистане, однако Москва не может игнорировать тот факт, что эта организация контролирует всю территорию страны, заявил директор 2-го департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов журналистам, передает корреспондент РБК.

Дипломат подчеркнул, что «нынешние власти Афганистана контролируют территорию этой страны и являются суверенным руководством».

«Да, нам не нравится их отношение к обучению, работе женщин и девушек. Мы бы хотели, чтобы этот вопрос был урегулирован так, как мы это видим и многие другие страны. Раз мы в начале разговора сказали, что мы имеем дело с суверенными властями, мы обязаны тогда также учитывать их суверенное право. Им тоже, может, не все нравится, как устроено у нас с вами в России, в других странах. Но они не позволяют себе требовать и поучать, чтобы мы внесли изменения. Поэтому, руководствуясь принципом невмешательства во внутренние дела, мы выдвигаем это не как условие, а как пожелание», — объяснил Кабулов позицию России.

Ранее российские МИД и Минюст предложили президенту исключить движение «Талибан» из списка запрещенных организаций. Без этого они считают признание афганского правительства невозможным.

В марте верховный лидер движения «Талибан» Хайбатулла Ахундзада объявил, что Афганистан вернется к публичной порке женщин и забиванию насмерть камнями за измену. «Мы будем пороть женщин <...>, мы будем забивать их камнями до смерти публично [за адюльтер]», — заявил он по телевидению и назвал тех, кто сочтет это нарушением прав женщин, «служителями сатаны». По словам Ахундзада, так талибы борются с западным влиянием. По данным проекта Afghan Witness, назначенные «Талибаном» после прихода к власти судьи вынесли решения о 417 публичных порках и наказаниях, в том числе в отношении 57 женщин.

«Талибан» был признан террористической организацией в России в 2003 году. В августе 2021-го, после вывода из Афганистана американских войск, талибы пришли к власти в стране и вновь установили там жесткие законы. Они, в частности, запретили женщинам ходить в среднюю школу, учиться в университетах, гулять в парках в одни дни с мужчинами, выходить на улицу без бурки, посещать общественные бани, ходить в спортзалы, садиться в машину без хиджаба и ездить без сопровождающего, работать в торговых центрах и посещать салоны красоты.

Кабулов в интервью РБК в 2022 году говорил, что правительство «Талибана» для признания должно выполнить «набор требований со стороны мирового сообщества». Среди них — «этнополитическая инклюзивность правительства» (то есть включение в него не только талибов), соблюдение базовых прав человека, в первую очередь в отношении женщин.

Талибы правили Афганистаном с 1996 по 2001 год и в результате начала военных действий США ушли в подполье. После 2001-го местные жительницы снова сняли бурки (верхняя одежда в исламской традиции, покрывающая тело и лицо), однако свобода появилась не только в выборе внешнего вида. До этого девочки практически не ходили в школу, но к 2011 году доля школьниц среди них выросла до 65,6%. В университетах появились не только студентки, но и преподавательницы. Женщинам разрешили служить в армии, водить автомобили, профессионально заниматься спортом и даже участвовать в Олимпийских играх (хотя Мехбоба Адьяр, выступавшая в Пекине в 2008 году, столкнулась с критикой со стороны более консервативных соотечественников и даже с угрозами экстремистов). Но наиболее впечатляющий пример гендерно-нейтральной политики показал президент страны Ашраф Гани: в 2018 году он назначил 26-летнюю Зарифу Гафари мэром города Майданшахр. Однако в августе 2021-го вернувшиеся к власти талибы начали угрожать ей убийством.

Pro
Экономим на рекламе: 5 идей продвижения с бюджетом от нуля до ₽200 тыс.
Pro
Новый ИИ инженера Суцкевера. Что известно о проекте выходца из OpenAI
Pro
У вас есть ₽1,5–2 млн на открытие дела. Как выбрать «ту самую» франшизу
Pro
Как в России обслуживают офисные компьютеры после ухода западных вендоров
Pro
«Я уже свое отучился»: как убедить сотрудников развивать компетенции
Pro
Против агрегаторов заводят уголовные дела. Что будет с этим рынком
Pro
Отделяйте страхи от рисков: как не бояться выхода на зарубежный рынок
Pro
8 подвохов с банковскими вкладами, из-за которых вы теряете деньги