Политика, 04 сен 2014, 01:06

Слабая конкуренция оставила выборы без агитации

Активная агитационная кампания в этом году, начавшись рано, быстро завершилась — сразу после регистрации кандидатов. Эксперты Комитета гражданских инициатив пассивность кандидатов связывают с отсутствием конкуренции на предстоящих выборах.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Совпадение основной фазы избирательной кампании с сезоном летних отпусков стимулировало партии начать агитацию еще до официального старта выборов. Сверхактивная агитация в апреле—мае сочеталась с резким снижением уровня агитационной активности после завершения регистрации в июле, отмечают эксперты КГИ Александр Кынев, Аркадий Любарев и Андрей Максимов. Когда исход предстоящих выборов стал во многом предрешен, сама агитация приобрела формально-технический характер, говорится в докладе.

Отсутствие во многих избирательных кампаниях явных оппонентов действующим руководителям привело к массовому использованию методов косвенной агитации, делают вывод эксперты. Под косвенной агитацией понимается доминирование в региональных СМИ информации о профессиональной деятельности действующих глав, в том числе об их встречах с президентом. С апреля по август Владимир Путин встретился с исполняющими обязанности губернаторов 27 из 30 регионов, где 14 сентября пройдут выборы. «Губернаторам пытаются передать часть рейтинга главы государства», формально эта информация не имеет статуса предвыборной агитации, поясняют эксперты.

При этом имеющие официальный предвыборный статус материалы, как правило, выходят лишь в периферийных СМИ в неудобное для зрителей или слушателей время, говорят авторы. Такая ситуация, по их словам, сложилась на выборах депутатов Мосгордумы. Доминирование косвенной агитации не отменило использование «маскировочных технологий». Пример подобных технологий — проект «Моя Москва», который формально носил непартийный характер. Символика проекта активно используется кандидатами в ходе официальной агиткампании вместо собственно партийной символики. Наиболее часто избегают указывать на свою партийную принадлежность действующие главы региональных администраций на губернаторских выборах.

«Крайне инертной», по мнению авторов, выглядит кампания в Санкт-Петербурге. Только в последних числах августа в городе появилась официальная предвыборная агитация врио губернатора Георгия Полтавченко, которая ограничилась изображением портрета кандидата и лозунгами без какой-либо идеологической окраски.

«Кампания этого года резко контрастирует по степени активности с кампанией прошлого. Даже в конкурентных регионах, таких как Иркутская область, активность кампаний была минимальной», — отмечает Кынев.

На ход агитационной кампании повлиял украинский кризис, обращают внимание эксперты. Публичные заявления об украинских событиях на своих сайтах разместили все крупные партии. Активнее всего участники кампании откликнулись на ответные санкции, введенные российскими властями в отношении стран, поддержавших ограничения в отношении России, отмечают авторы исследования. В частности, тема поддержки отечественного производителя и импортозамещения активно обсуждалась в Ставропольском крае, где будут избирать губернатора. Партия «Родина» на выборах в Хабаровском крае использовала эпатажный лозунг «Больше санкций — крепче Родина!», указано в докладе. «Тема Крыма и Украины на агитационной кампании в регионах сказалась незначительно. Тема санкций гуманитарной помощи присутствовала, но не стала доминантной», — пояснил РБК один из авторов исследования политолог Александр Кынев.

Мария Макутина, Светлана Бочарова, Жанна Ульянова

Pro
2025 год принес масштабные изменения в законах. 4 главных для бизнеса
Pro
Проблема наследника. Японские бизнесмены начали отдавать компании даром
Pro
Иностранному бизнесу все труднее уйти из России. Как меняется этот рынок
Pro
«Гаситель энтузиазма»: 4 черты плохого руководителя — Fast Company
Pro
Инфаркт в 30, диабет в 20: почему возрастные заболевания «молодеют»
Pro
Как бренд конфет с безумным дизайном бросил вызов лидерам индустрии в США
Pro
Китайский партнер хочет разорвать сотрудничество — три простых маркера
Pro
Каждого из нас поджидает до 7 личностных кризисов. Как их преодолеть