Конец худого мира: чем опасен конфликт между Ираном и Саудовской Аравией
3 января глава саудовского МИДа Адель аль-Джубейр объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном из-за нападения на дипмиссии королевства после казни в Саудовской Аравии шиитского проповедника Нимра аль-Нимра. Вслед за Эр-Риядом аналогичные решения приняли Бахрейн и Судан. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) понизили взаимное дипломатическое представительство с Ираном до уровня временно поверенных в делах. 5 января своего посла из Ирана отозвал Кувейт. Чем грозит обострение конфликта между двумя крупнейшими ближневосточными силами?
Сложные отношения
Отношения между преимущественно шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией долгие годы остаются напряженными из-за разногласий в самых разных вопросах — интерпретации ислама, политики в сфере экспорта нефти, отношений с США и Западом. Каждая из стран считается неформальным лидером в своем сегменте исламского мира — Иран в шиитском, Саудовская Аравия в суннитском, и обе исторически борются между собой за лидерство во всей мусульманской общине.
Отношения между странами значительно ухудшились после исламской революции 1979 года, упразднившей в Иране монархию и вернувшей к власти опального аятоллу Хомейни, после чего Иран фактически стал теократическим государством. Естественными противниками страны сделала и резко антиамериканская направленность революции: Саудовская Аравия — традиционно главный союзник США в исламском мире. Революция поставила под вопрос лидерство Саудовской Аравии в исламском мире, а также встревожила суннитское королевство и другие страны Персидского залива со значительным шиитским населением, власти которых опасались экспорта исламской революции.
Из-за кого конфликт
Нимр аль-Нимр родился в 1959 году на востоке Саудовской Аравии, где сосредоточено шиитское население страны, около десяти лет учился в священном городе шиитов Куме (Иран), затем в Сирии, стал популярным проповедником среди шиитской молодежи. Аль-Нимр критиковал правительство Саудовской Аравии, выступал за свободные выборы и другие реформы, а также против притеснений шиитов. Утверждал, что восточные провинции Саудовской Аравии, где велико число шиитского населения, должны выйти из состава королевства, если дискриминация шиитов продолжится. В 2008 году встретившиеся с ним американские дипломаты назвали шейха второй по значимости шиитской фигурой в стране.
В 2004 и 2006 годах Нимр аль-Нимр был ненадолго арестован. В последнем его аресте в ходе шиитских демонстраций в июле 2012 года сыграло решающую роль появившееся в соцсетях видео выступления аль-Нимра по случаю смерти министра внутренних дел королевства принца Наифа бен Абдель Азиза аль-Сауда, который с 1975 года курировал религиозную полицию. «Его сожрут черви, тогда как он сам подвергнется адским мукам в своей могиле», — говорил аль-Нимр в видео.
Приговорен к смертной казни за «разжигание розни и угрозу национальному единству». Шейху инкриминировали призывы к вмешательству иностранных государств в дела Саудовской Аравии, применение оружия против сил правопорядка и неповиновение властям. Казнен 2 января 2016 года.
Но Иран официально не стал поддерживать исламские революции в других странах, и тогда масштабного конфликта между двумя государствами удалось избежать. Он начался лишь в 1988 году, после нападения демонстрантов на саудовское посольство в Тегеране, в результате которого погиб один дипломат. Поводом для конфликта послужила смерть в 1987 году около 400 иранских паломников, прибывших в королевство для хаджа и погибших в столкновениях с местной полицией. Тогда страны впервые разорвали дипломатические отношения.
С тех пор обе страны постоянно выдвигают взаимные претензии. Эр-Рияд обвиняет Тегеран в поддержке существующей в стране шиитской оппозиции, стремлении распространить свое влияние на Ирак, страны Леванта и другие области Ближнего Востока, а также попытках дестабилизировать регион, создав ядерное оружие. Иран, в свою очередь, упрекает Саудовскую Аравию в нарушениях прав шиитского меньшинства.
Последним событием, обострившим ирано-саудовские отношения, стало соглашение по ядерной программе Ирана, которое в случае снятия с Исламской Республики санкций даст Тегерану больше финансовых и политических возможностей для отстаивания своих интересов в регионе.
В конфликтах на Ближнем Востоке обе страны всегда поддерживали полярные фракции, и нынешний ближневосточный конфликт не исключение. В сирийской гражданской войне Иран — главный ближневосточный союзник президента Башара Асада, а Саудовская Аравия — главный спонсор сирийской вооруженной оппозиции. В борьбе против «Исламского государства» (запрещено в России) обе страны также участвуют в разных коалициях — Саудовская Аравия в западной во главе со своим союзником США, а Иран — в коалиции с Ираком и Россией.
Риски эскалации
«Ситуация, сложившаяся в результате противостояния двух наиболее влиятельных стран региона, непредсказуема. Гибридная война [в Йемене] уже идет. В ближайшие недели или месяцы она может выйти из-под контроля», — сказал CNN специалист по Ближнему Востоку Лондонской школы экономики Фаваз Джердес. Эксперты предполагают, что на открытое военное противостояние Саудовская Аравия и Иран в ближайшее время не пойдут, но локальные конфликты на Ближнем Востоке, почти в каждом из которых участвуют обе страны, обострятся. «С 1979 года оба государства опосредованно вступали в целый ряд локальных военных конфликтов по всему Ближнему Востоку и часто обменивались угрозами и оскорблениями. Но в итоге они всегда останавливались в шаге от прямого конфликта и приходили к холодному перемирию», — сказал агентству Reuters ближневосточный эксперт Фонда Карнеги Карим Саджапур.
Противостояние Эр-Рияда и Тегерана грозит обострить ситуацию в одном из таких локальных конфликтов в Йемене, где Саудовская Аравия поддерживает суннитское правительство в войне против шиитских повстанцев хуситов, получающих поддержку Ирана. Также, предполагает Саджапур, Иран может спровоцировать беспорядки среди шиитов Саудовской Аравии и Бахрейна. «Градус противостояния повышается, и я не уверен, что напряженность спадет в ближайшее время», — сказал Bloomberg бывший посол США в Саудовской Аравии Роберт Джордан.
Одним из самых важных непосредственных следствий конфликта между их покровителями может стать срыв переговоров правительства Башара Асада с умеренной сирийской оппозицией, намеченных на начало этого года. В конце декабря 2015 года спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии Стефан де Мистура заявил, что консультации между противоборствующими сторонами пройдут в Женеве 25 января. Официально Запад не выражает сомнений в том, что переговоры пройдут, и сейчас: «Мы по-прежнему надеемся и рассчитываем, что в этом месяце пройдут встречи между оппозицией и властями Сирии», — заявил 4 января представитель Госдепа Джон Кирби.
Неофициально один из западных дипломатов сказал изданию Foreign Policy, что «общий фон явно неблагоприятный». Теперь представители оппозиции могут занять более жесткую позицию по отношению к Асаду, Ирану и России и будут менее готовы к компромиссам, сказал собеседник издания. В этих условиях многое будет зависеть от дипломатических усилий США и России, добавил он. «Нынешний кризис значительно усложнит переговорный процесс», — сказал Reuters на условиях анонимности один из американских чиновников. Другой чиновник, слова которого приводит агентство, называет ситуацию «весьма хрупкой».
Представитель Саудовской Аравии в ООН Абдалла аль-Муаллими заявил 4 января, что саудовская делегация примет участие в переговорах, но не стал возлагать большие надежды на их успех.
«Разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном делает невозможным решение никаких других проблем в регионе — ни в Йемене, ни в Сирии, ни в Ираке. Все локальные конфликты в регионе продолжат нарастать. Это скажется не только на стабильности на Ближнем Востоке, но и на проблеме беженцев», — цитирует агентство Bloomberg президента консалтинговой компании Eurasia Group Иана Бреммера.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Нефти конфликты не помогут
Прошлый год доказал, что в нынешней экономической ситуации рост напряжения на Ближнем Востоке не вызывает роста цен на нефть, как это было всегда: по итогам 2015 года стоимость Brent, падающая третий год подряд, снизилась на 35%. В условиях перенасыщения рынка ирано-саудовский кризис может вызвать лишь кратковременное удорожание нефти — на $1–3 за баррель, приводит агентство мнение Джона Ауерса, вице-президента консалтингового агентства Turner, Mason & Co. По его словам, конфликт с Ираном вряд ли заставит Саудовскую Аравию, неформального лидера ОПЕК, изменить стратегию избыточной добычи с целью давления на цены и вытеснения с рынка западных сланцевых компаний.
Действительно, в первые часы торгов в понедельник новость о разрыве дипотношений между Ираном и Саудовской Аравией вызвала резкий скачок Brent вверх с $37 до $39 за баррель, несмотря на снижение фондовых индексов в Китае, Японии и Европе. Но уже к концу торгового дня сразу после этого нефть вернулась к уровню $37.