Как Панджшер отражает атаки талибов и продолжает сопротивление
Что происходит в Панджшерской долине
Всю последнюю неделю «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) безуспешно пытается взять под контроль Панджшерскую долину. Эту территорию на северо-востоке страны обороняют части Национального фронта сопротивления во главе с Ахмадом Масудом-младшим. В настоящее время это единственная сила в Афганистане, открыто бросившая вызов «Талибану», захватившему власть почти на всей территории страны. Как показала прошедшая неделя, сопротивление достаточно боеспособно. В последние несколько дней бои носят особенно ожесточенный характер — представители сопротивления рассказали РБК о сотнях убитых и раненых талибов, а также о десятках взятых в плен.
1 сентября один из лидеров «Талибана» Амир Хан Моттаки заявил, что переговоры с лидерами сопротивления не принесли результатов и боевики намерены взять Панджшер силой. «Моджахеды окружили Панджшер с четырех сторон. Вы должны сказать тем, кто сопротивляется: хватит войны. Они не смогли сделать это с помощью НАТО ни в Кабуле, ни в других местах. Как они могут противостоять на небольшой территории?» — сказал он в аудиообращении к населению провинции.
В тот же день появились сообщения о боях сразу у нескольких входов в долину (она окружена горами, некоторые перевалы расположены на высоте около 4 тыс. м). В ночь на 2 сентября были убиты не менее 40 талибов после их неудачной попытки войти в долину с запада, через уезд Шотул, заявил РБК представитель ополчения Фахим Дашти. За день до этого на севере долины были убиты более 100 членов террористического движения, около 30 были взяты в плен, рассказывал он. Коммуникация с силами сопротивления практически невозможна в последние дни из-за отсутствия связи.
Утром 3 сентября «Талибан» установил полную блокаду неподконтрольного района, не доставляется туда и гуманитарная помощь. Поступали также непроверенные сообщения о том, что силы сопротивления перешли в контрнаступление на севере, в направлении провинций Тахар, Бадахшан и Баглан, граничащих с Таджикистаном. Прорубить коридор к границе важно для фронта, потому что это открывает для него возможность поставок вооружения из стран Центральной Азии. Кроме того, в тахарском районе Фархор находится бывшая резиденция Ахмада Шаха Масуда, одного из основателей «Северного альянса» и отца лидера антиталибского сопротивления.
4 сентября представитель талибов Билал Карими написал в Twitter, что под контроль движения перешли четыре из семи округов Панджшера. Члены сопротивления, в свою очередь, заявили об окружении талибов на двух направлениях и продолжении тяжелых боев. Ахмад Масуд в Facebook в тот же день написал о продолжении сопротивления и поддержал акцию женщин в провинции Герат, где несколько десятков афганок 2 сентября провели демонстрацию, отстаивая свое право выходить на работу и получать образование.
Как может развиваться ситуация в стране дальше
Неделю назад, еще до начала активных боевых действий, Ахмад Масуд-младший сказал в интервью РБК, что ведет переговоры с талибами. Вероятность эскалации он на тот момент оценивал как 50 на 50 и опровергал информацию о том, что талибы предложили ему войти в совет, который станет управлять Афганистаном, или коалиционное правительство. Позже посол Афганистана в Таджикистане Мухаммад Захир Агбар заявил, что талибы не собираются идти на переговоры с лидерами сопротивления в Панджшере. «Талибы <...> не политики, а террористы, которые еще три года назад были в списке запрещенных организаций во многих странах мира. <...> Их цель — уничтожение лидеров сопротивления, особенно Ахмада Масуда», — сказал дипломат.
Председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Марк Милли в субботу назвал гражданскую войну наиболее вероятным сценарием развития ситуации в Афганистане: «Моя военная оценка заключается в том, что имеющиеся условия наиболее вероятно приведут к гражданской войне. Не уверен, что «Талибан» сможет консолидировать власть и установить управление». В 1996–2001 годах, когда талибы были у власти в Афганистане, расположенную в 120 км к северу от Кабула Панджшерскую долину они не контролировали.
Масуд в своей статье в The Washington Post утверждал, что на его стороне воюет много военных из афганской армии и спецназовцы, а оружие для сопротивления копилось на протяжении нескольких лет; однако точная численность его отрядов неизвестна.
На руку силам фронта может сыграть ухудшение социально-экономической ситуации в стране, полагает директор российского Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. Недовольство населения со временем будет расти, прогнозирует он, «и талибам рано или поздно придется его подавлять и действовать более жестко, что может привести к расширению зоны сопротивления». Также, по мнению эксперта, важны позиции внешних игроков (пока ни одна из стран региона, включая страны Центральной Азии, ни другие внешние игроки не поддержали сопротивление). «Душанбе вряд ли поддержит [фронт] без зеленого света от крупных игроков. И еще важно то, что пока ни одна страна не призывала талибов воздержаться от атак. Все ждут развития ситуации», — говорит Нессар.