Политика, 05 ноя 2014, 14:45

Демократы потеряли контроль над Сенатом США впервые с 2006 года

Республиканская партия одержала убедительную победу на промежуточных выборах в США, которые состоялись 4 ноября
Читать в полной версии
(Фото: REUTERS 2014)

В ходе голосования решалась судьба всех 435 мест палаты представителей – нижней палаты Конгресса США, а также 33 мест в Сенате. «Великая старая партия» (так иногда называют республиканскую партию) контролирует палату представителей с 2010 года. Никто не сомневался, что на выборах во вторник она не только сохранит свое большинство в ней, но и, скорее всего, увеличит.

Так и произошло. Если до голосования во вторник «слоны» (прозвище республиканцев на американском политическом жаргоне) контролировали 234 места в палате при 218, необходимых для большинства, то теперь они нарастили свое присутствие до 242 мест (по данным ресурса Politico на 13:00 мск) или даже до 246 мест, что станет лучшим достижением «слонов» за всю послевоенную историю (по сведениям CNN). Демократам (их традиционное прозвище «ослы») не удалось превратить свои скромные результаты на выборах 2012 года в положительную тенденцию. Два года назад они также проиграли своим извечным соперникам на выборах в палату представителей, но, по крайней мере, сумели отыграть у них восемь мест.

Однако куда важнее для обеих партий были выборы в Сенат. Верхняя палата Конгресса находилась под контролем демократов с 2006 года. После того, как в 2010 году палата представителей оказалась под властью республиканцев, именно демократический Сенат позволял администрации президента-демократа Барака Обамы проводить хотя бы минимальные преобразования и нивелировать влияние оппозиционно настроенных конгрессменов. Некоторые из них исповедуют довольно радикальные взгляды. Летом этого года палата представителей даже подала в суд на президента, обвинив его в превышении полномочий. Ноябрьские выборы лишили Обаму и демократов этого преимущества. Уже утром 5 ноября стало понятно, что Сенат вслед за палатой представителей попадет под контроль «слонов».

Для большинства в Сенате, в котором заседают 100 законодателей, республиканцам до выборов не хватало шести голосов. Теперь, благодаря победам на выборах в Монтане, Южной Дакоте, Арканзасе, Западной Вирджинии, Северной Каролине, а также в Айове и Колорадо, «Великая старая партия» получит 52 места в верхней палате Конгресса.

По состоянию на полдень по московскому времени подсчет голосов в трех штатах еще не завершен. Речь идет о Вирджинии, Аляске и Луизиане. Скорее всего, сенатором от Аляски станет республиканец Дэн Салливан, в то время как в Вирджинии нынешний сенатор-демократ Марк Уорнер сохранит свое место. Ситуации в Луизиане сложнее. Поскольку никому из кандидатов не удалось преодолеть порога в 50% голосов, то в декабре в штате пройдет очередной раунд голосования. По итогам выборов 4 ноября демократа Мэри Ландрие поддержали 43% избирателей, а республиканца Уильяма «Билла» Кэссиди – 40,3%.

Обе партии уже начали приготовления. Как отмечает ABC News, «ослы» и «слоны» уже выделили около $5 млн на телевизионную рекламу, а партийные доноры и общественные организации отложили еще около $6 млн. Скорее всего, общая стоимость «довыборов» в Луизиане в несколько раз превысит эти суммы. Всего же предвыборная гонка потребовала от республиканцев, демократов и их сторонников свыше $3,37 млрд.

Послевыборная риторика

Еще до обнародования результатов промежуточных выборов, когда опросы общественного мнения прочили победу на выборах в Конгресс «Великой старой партии», аналитики рассуждали о возможных сценариях совместной работы Обамы и республиканского Конгресса. По одному из вариантов сторонам не удастся договориться: слишком велики противоречия между партиями, да и политика и личность нынешнего президента только разделяют американское общество. Оптимисты же полагают, что администрации и демократической партии придется прислушиваться к победившим республиканцам. От последних же избиратели потребуют не просто сопротивляться всем инициативам правительства, а конструктивной работы.

Пока предсказать развитие невозможно, а риторика с обеих сторон довольно сдержанная. Например, лидер республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконнелл, представляющий Кентукки, заявил: «Эта администрация слишком долго пыталась объяснить американцам, в чем должно состоять их благополучие, а когда их рецепты не работали, обвиняли в этом кого-то другого». Правда, он также отметил, что двухпартийный характер политической системы США не должен означать, что обе партии обречены на постоянный конфликт.

Довольно критично был настроен и спикер палаты представителей Джон Бейнер. Подчеркнув, что он осознает всю ответственность за выбор, сделанный народом США, политик отметил: «Сейчас не время для празднований. Правительство наконец-то должно чего-то добиться и решить хотя бы часть проблем, стоящих перед обществом. Прежде всего, в экономике, положение в которой далеко от идеального». Демократам не осталось ничего иного, как смириться с будущим республиканским лидерством. Однако они настроены более дипломатично. «Избиратели ясно дали понять, что мы должны сотрудничать. Я намерен работать с сенатором Макконнеллом, чтобы улучшить положение среднего класса», – сказал нынешний лидер демократов в Сенате Гарри Рид.

Пока президент не выступал с комментариями относительно результатов голосования. Ожидается, что они будут распространены позже в среду. Однако уже известно, что Обама встретится с лидерами демократов и республиканцев 7 ноября, чтобы обсудить с ними механизмы взаимодействия администрации и законодателей в новых условиях.

Пауза, которую взял глава государства, может объясняться сложной ситуацией, в которой он оказался. Его противники попытались превратить промежуточные выборы в референдум о доверии к Обаме, рейтинг популярности которого в последнего время значительно снизился. Отсутствие видимых улучшений в благополучии рядовых американцев также сыграло против демократов. Ни глава государства, ни его партия не смогли объяснить избирателям, почему относительные успехи в экономике США, например, рост ВВП, снижение безработицы и государственного дефицита, никак на них не отразились.

Унижение в Иллинойсе

Ноябрьские выборы стали поражением Демократической партии и, прежде всего, самого Обамы не только потому, что высший законодательный орган страны – Конгресс – оказался под контролем оппозиционной партии. За перипетиями выборов в палату представителей и Сенат голосование на выборах губернаторов штатов отошло на второй план. Однако оно является чрезвычайно важным индикатором настроений американского общества, а промежуточный выборный цикл почти лишен дискуссий о внешней политике, столь популярных во время президентской предвыборной гонки. Таким образом, прошедшее во вторник голосование можно считать барометром взглядов избирателей на положение дел в различных штатах. И сейчас его показания катастрофичны для демократов.

Дело в том, что «слоны» выиграли выборы губернаторов в 24 из 36 штатов и территорий, где они проводились. Партия продемонстрировала лучшие результаты на выборах глав штатов с начала 1920-х годов. Причем избиратели предпочли республиканцев даже в тех штатах, которые традиционно считаются демократическими. Речь идет о Массачусетсе, Мэриленде и, что более всего, наверное, обидно лично для Обамы, в его родном Иллинойсе. Этот штат считался бастионом демократической партии на Среднем Западе. Показательно, что его жители предпочли губернатору-демократу Пэту Квинну не просто республиканца, а венчурного капиталиста Брюса Раунера. Предвыборная кампания последнего была практически полностью выстроена на критике экономического состояния штата, который по основным индикаторам (размер пенсионных обязательств, удобство ведения бизнеса, кредитный рейтинг) замыкает рейтинги штатов.

В СМИ Квинна не случайно сравнивают с Миттом Ромни – предыдущим кандидатом от республиканской партии на президентских выборах, который в 2000-х годах возглавлял Массачусетс. Губернаторство – наряду с бытием сенатором - считается едва ли не последней ступенью перед высшим государственным постом. В этой связи аналитики советуют присмотреться к республиканцу Скотту Уолкеру, который был переизбран главой Висконсина.

Кроме того, губернаторы обладают значительными полномочиями во внутренней политике штатов и играют важную роль в выстраивании партийных машин в своих штатах, помогая кандидатам от собственной партии. В этой связи для демократов будет крайне чувствительно поражение во Флориде. Этот штат на прошлых президентских выборах поддержал демократического кандидата. Не удалось «ослам» заполучить и губернаторство Огайо. Кроме того, губернатор Канзаса Сэм Браунбэк сумел отстоять свой пост у демократа Пола Дэвиса. «Ослам» остается лишь утешать себя победой в Пенсильвании, где республиканец Том Корбетт уступил демократу Тому Вулфу. Это первый случай в современной истории штата, когда его действующий глава не смог сохранить свой пост.

Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России