Зачистки в Дагестане, 06 фев 2018, 22:31

Тотальное недоверие: почему нового премьера Дагестана позвали из Казани

Вслед за Артемом Здуновым, который предложен на должность премьера Дагестана, в руководство республики могут прийти и другие варяги, утверждают источники РБК. Эксперты объясняют этот процесс сломом клановой модели в Дагестане
Читать в полной версии
(Фото: Министерство экономики республики Татарстан)

​Врио главы Дагестана Владимир Васильев во вторник, 6 февраля, предложил кандидатуру министра экономики Татарстана Артема Здунова на должность премьера Дагестана. Народное собрание Дагестана рассмотрит кандидатуру Здунова на сессии 7 февраля.

Должность главы правительства оказалась вакантна после масштабного расследования, затронувшего высшие круги республиканского руководства. ФСБ провела обыски в домах и на рабочих местах врио председателя правительства Дагестана Абдусамада Гамидова, двух его заместителей — Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова, а также экс-министра образования республики Шахабаса Шахова. Им предъявили обвинение по статье «Мошенничество» за хищение бюджетных средств на социальные программы в особо крупном размере. В деле фигурируют три эпизода на общую сумму 95,8 млн руб.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

После задержания членов кабинета Владимир Васильев отправил правительство в отставку и назначил врио премьера первого зампредседателя правительства Анатолия Карибова. Во вторник, 6 февраля, Васильев встретился с членами поредевшего кабинета и призвал министров продолжить работу до формирования нового правительства, сообщила пресс-служба главы Дагестана. Тем временем Басманный суд Москвы арестовал задержанных дагестанских чиновников.

Дружеские связи

Васильев, занявший пост врио главы республики в начале октября, в середине декабря побывал с официальным визитом в Татарстане. Там он встречался с главой Татарстана Рустамом Миннихановым, с которым, по официальной информации, обсуждал экономическое сотрудничество двух республик и поставки баранины из Дагестана. Будущий премьер Дагестана Здунов встречал Васильева в аэропорту Казани.

После декабрьского визита дагестанское интернет-издание «Черновик» упомянуло Здунова в числе кандидатов на пост премьер-министра Дагестана. «Согласно слухам, будущий премьер — бывший министр экономики Татарстана, близкий к силовикам, человек строгий и требовательный», — сообщало издание 23 декабря. В январе татарстанское издание Inkazan назвало Здунова главным кандидатом на пост премьера Дагестана.

5 февраля, в день обысков и задержаний руководства Дагестана, республику посетил президент Татарстана Рустам Минниханов, в его делегации также был Артем Здунов.

«Васильев [в декабре] ездил к Минниханову и жаловался, что качество кадров в Дагестане низкое. Тогда Минниханов предложил ему брать людей в Татарстане», — утверждает источник РБК, близкий к руководству Дагестана. Васильеву понравился деловой подход республики к развитию экономики и поддержке светского ислама, заявил РБК эксперт по Северному Кавказу Агентства стратегических коммуникаций Александр Ларенков. Он уверен, что генерал-полковник милиции Васильев решил внедрять опыт Татарстана во вверенном ему регионе. «Глава Татарстана предложил решить кадровые вопросы Дагестана при помощи своих людей, Васильев поначалу отшутился, но воспринял предложение со всей серьезностью», — отметил эксперт.

Как рассказал РБК источник, близкий к властям Татарстана, сейчас ведутся переговоры о переходе в руководство Дагестана других чиновников из Казани. Не исключает дальнейшего переезда госслужащих из Казани в Махачкалу и депутат Госдумы от Татарстана единоросс Айрат Хайруллин. Он считает, что главная задача Васильева — победить в республике «исторически сложившуюся клановость».

Артем Здунов (в центре) (Фото: Министерство экономики республики Татарстан)

Близкий к силовикам экономист

Выпускник Казанского финансово-экономического института Здунов работал в Центре перспективных экономических исследований Академии наук Татарстана, в 2010-м перешел в министерство экономики региона в качестве заместителя министра, где курировал широкий круг вопросов — от инвестиций и инноваций до нанотехнологий. В 2014 году он возглавил министерство и курировал стратегию долгосрочного развития «Татарстан-2030», написанную вместе с Леонтьевским центром Алексея Кудрина. К числу лоббистских удач чиновника республиканское издание «Бизнес Online» относило создание кластера зон с особым налоговым статусом.

Несколько источников «Бизнес Online» называли Здунова человеком, близким к ФСБ, прикомандированным к министерству от спецслужбы. Официального подтверждения этой информации не было. Комментарий Здунова РБК получить не удалось.

Ключом к пониманию назначения может быть успех Татарстана как наиболее экономически развитой национальной республики, считает директор Центра региональных системных исследований Южного федерального университета Виктор Черноус. «В Татарстане научились держать под контролем этноконфессиональные противоречия», — указал он.

Депутат Госдумы от КПРФ Юрий Синельщиков, представляющий Татарстан, в разговоре с РБК не исключил, что не последнюю роль в ставке на выбор чиновников из этой республики в качестве варягов для Дагестана сыграл «исламский фактор» — выходцам из Казани легче добиться принятия местными элитами.

Впрочем, Дагестан вряд ли ограничится кадрами только из Татарстана, иначе может появиться напряжение в регионе, сказал РБК Виктор Черноус.

Слом старой модели

«Васильев сильно ориентируется на Татарстан и хочет внедрить новые правила игры для элит региона», — объяснил назначение Здунова один из собеседников РБК, близкий к руководству республики. По его словам, сближение Татарстана и Дагестана происходит из-за тотального недоверия Владимира Васильева к дагестанским элитам. В пресс-службе Васильева сообщили об отказе от комментариев на тему перемен в руководстве республики.

После отставки правительства Дагестан будет уже другой республикой, считает Денис Соколов из РАНХиГС. Аресты в ее руководстве, по его мнению, завершают демонтаж сложившейся после первой и второй чеченских войн модели управления, когда бюджет Дагестана постоянно рос и большая часть денежных потоков на развитие сельского хозяйства и соцпрограммы доставалась «герметичной по отношению к Москве политической элите». Он указал на высокое значение в республике теневой экономики, в частности распределения земельных участков под строительство в крупных городах, таких как Махачкала. «За все это дагестанский политический класс платил Москве неизменной лояльностью», — пояснил Соколов.

Но, по его словам, к концу 2000-х годов существующая система начала давать сбои, сильно криминализовалась и подорожала. К Олимпиаде в Сочи в 2014 году и на фоне обострения конфликта в Сирии, куда уехало много уроженцев Дагестана, было решено демонтировать старую систему и ввести в Дагестане внешнее управление силами федеральной силовой бюрократии, отметил Соколов. В сентябре 2013 года новым главой республики после отставки Магомедсалама Магомедова стал Рамазан Абдулатипов.

При нем, считает эксперт, силовики взяли под плотный контроль большое количество финансовых потоков в республике. При Абдулатипове была также практически​ ликвидирована запрещенная в России террористическая организация «Имарат Кавказ», тесно связанная с местными криминальными элитами — часть боевиков была выдворена в Сирию, часть — просто зачищена.

Другими символами постепенного слома старой политической системы республики стали арест мэра Махачкалы Саида Амирова, бегство главы отделения Пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева в ОАЭ, смещение Сайгидпаша Умаханова с поста мэра Хасавюрта. Этнические кланы потеряли политическую власть, в то же время сохранив контроль за коррупционными потоками и неформальной экономикой, подвел итог Соколов.

Последняя волна чисток в правящей элите стартовала после прихода на пост главы республики Владимира Васильева. «На протяжении чуть ли не всего постсоветского периода звучал рефрен: «Пришлите нам во главу республики честного русского, чтобы он смог навести порядок». И, вероятно, один из таких моментов наступил», — предположил политолог Виктор Черноус. По его мнению, степень коррумпированности элит на Северном Кавказе достаточно высока, но полицейские методы дают только тактический результат и не удаляют корни проблемы, заключающиеся в самовоспроизведении коррупции в стране.

Эксперт Соколов видит и другие риски в смене клановой системы управления на федерально-силовой контроль. Хотя новая силовая бюрократия будет прозрачнее с точки зрения управления из Москвы, она дороже для жителей республики, поскольку ударит по многим направлениям в экономике, например газовым и электросетям в горах и сельской местности, которые во многом финансировались из теневых потоков. Если тотальную зачистку в элитах Дагестана проводить без реформ, связанных с социальными проблемами, этническими разногласиями и земельными конфликтами, «то силовики за короткое время просто съедят всю неформальную экономику», опасается эксперт. Все это приведет к снижению доходов населения и оттоку людей в другие регионы.

Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса