Политика, 06 апр 2021, 20:24

В ЕС назвали три ключевых элемента новой повестки отношений с Турцией

Делегация Евросоюза посетила Анкару, чтобы найти решение проблем, мешающих нормальному сотрудничеству с Турцией. Председатель Еврокомиссии Урсула фон Дер Ляйен заявила о новом импульсе в отношениях
Читать в полной версии
Фото: Emrah Gurel / AP

Позитивная повестка отношений Евросоюза и Турции должна основываться на трех элементах — экономическом сотрудничестве, решении проблем миграции и контактах между людьми. Об этом 6 апреля заявил глава Евросовета Шарль Мишель после переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. По словам Мишеля, главной целью визита в Анкару были поиски возможности для перезапуска отношений с турецким руководством. «Мы надеемся, что Турция воспользуется этим», — заявил Мишель и отметил, что отношения Турции и ЕС несколько потеплели за последние несколько месяцев.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, участвовавшая в переговорах, также сообщила, что турецкое руководство настроено на улучшение отношений. Фон дер Ляйен предложила сконцентрироваться на укреплении экономических связей, борьбе за улучшение климата и на согласовании миграционной политики. Глава Еврокомиссии также призвала Турцию соблюдать права человека. Фон дер Ляйен, в частности, напомнила, что Европейский суд по правам человека обратился к Анкаре с рекомендацией освободить из заключения предпринимателя и правозащитника Мехмета Османа Кавалу.

Какие проблемы осложняют отношения Турции и ЕС

В последние годы Евросоюз и его отдельные государства-участники регулярно высказывали претензии в отношении Анкары. Диалогу препятствуют несколько проблем:

  • Конфликт Турции с Грецией и Кипром из-за прав на месторождения газа

В течение нескольких лет Анкара периодически проводит геологическую разведку на участке шельфа, который Греция и Кипр считают частью своих исключительных экономических зон (ИЭЗ). Прошлым летом Греция привела армию в боевую готовность и направила военные корабли в один из спорных районов, что в итоге привело к столкновению греческого фрегата с турецким. ЕС поддерживает Афины и Никосию и призывает Турцию отказаться от провокаций в Восточном Средиземноморье. В апреле—мае 2021 года ожидаются переговоры Турции и Кипра при посредничестве ООН.

  • Обвинения Турции в несоблюдении прав человека и принципов демократии

Республика является кандидатом на вступление в ЕС с 1999 года, однако де-факто процесс интеграции поставлен на паузу. В своих докладах Евросоюз фиксирует трудности Турции с соблюдением принципов демократии и верховенства закона. В конце марта страна решила выйти из Стамбульской конвенции по борьбе с насилием в отношении женщин, так как, по словам ее официальных представителей, произошла подмена сути этого договора и он использовался для «нормализации гомосексуализма». В ЕС осудили это действие.

  • Расселение беженцев

Турция — мировой лидер по количеству принятых беженцев. Всего в стране их находится более 4 млн, из них 3,6 млн — сирийцы. Анкара регулярно упрекает ЕС в том, что союз не выделяет достаточно средств на поддержку перемещенных лиц и препятствует либерализации въезда на свою территорию турецких граждан, хотя Брюссель обещал это сделать. В соответствии с достигнутой в 2016 году договоренностью, Анкара должна получить от ЕС средства на размещение и поддержку мигрантов — около €6 млрд.

29 февраля прошлого года Эрдоган открыл границу с Евросоюзом для беженцев из Сирии из-за невыполнения ЕС взятых на себя обязательств. В Греции заявили, что ситуация угрожает национальной безопасности страны: по некоторым оценкам, сейчас здесь проживают около 100 тыс. беженцев. За последний год в Турцию вернулось менее 3 тыс из них. Пандемия приостановила процесс переселения, который и раньше шел крайне медленно.

  • Конфликт Турции и Франции

В октябре прошлого года Франция отозвала посла в Анкаре для консультаций после заявления Эрдогана, что французский лидер Эмманюэль Макрон должен проверить свою психику (президент Франции заявил о необходимости борьбы с радикальным исламизмом). В ноябре глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан пригрозил Турции санкциями, если ее руководство продолжит делать оскорбительные высказывания.

Как предлагается решать проблемы

По итогам переговоров в Анкаре Мишель и фон дер Ляйен заявили о готовности увеличить финансовую помощь и начать переговоры о модернизации таможенного сотрудничества с Турцией. Расширение таможенного союза даст последней полноценный выход на внутренний рынок крупнейшего в мире торгового блока. ЕС — главный торговый партнер Турции, в 2020 году объем товарооборота сторон составил $143 млрд.

Фон дер Ляйен также указала на готовность к регулярным контактам на высшем уровне для сотрудничества в сфере здравоохранения, прежде всего борьбы с COVID-19, а также для обсуждения проблем климата. В обмен от Анкары ожидают следующих шагов:

  • прекращение бурения в Восточном Средиземноморье и начало переговоров с Грецией и Кипром;
  • прекращение провокаций, нарушающих международное право;
  • размещение мигрантов и помощь в борьбе с нелегальной миграцией.

Однако пока Турция и ЕС не готовы сформировать позитивную повестку отношений, считает эксперт Центра европейских реформ Луиджи Скацциери. Вероятно, стороны смогут договориться о расселении беженцев, но продолжающиеся распри Анкары с Грецией и Кипром и ее неуважение к верховенству закона вряд ли дадут ЕС возможность начать переговоры о расширении таможенного союза. «Пока что не ясно, насколько готова Турция к [требуемым для удовлетворения условий ЕС] реформам», — отметил эксперт.

Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством