Политика, 06 мая 2004, 12:11

Хроника аджаро-грузинского кризиса

Противостояние Грузии и Аджарской автономии, длившееся много лет, наконец-то подошло к концу. "Аслан бежал, - заявил накануне поздно ночью президент Грузии Михаил Саакашвили. - Аджария свободна, началось объединение всей Грузии". Даже взорванные мосты не помогли "аджарскому льву" удержаться у власти.
Читать в полной версии

События вокруг Аджарии в последние дни развивались стремительно. 28 апреля Грузия начала широкомасштабные учения всех родов войск на грузино-аджарской границе. В ответ на это аджарские власти отдали приказ взорвать мосты, связывающие Аджарию с Грузией. По сведениям грузинского руководства, подрывом мостов занимался отставной российский генерал. После этого М. Саакашвили ставит Батуми ультиматум: за 10 дней разоружить все незаконные вооруженные формирования, подвластные А. Абашидзе, и вернуть автономию в конституционное пространство страны. В противном случае президент пригрозил распустить аджарские органы управления и назначить новые выборы руководства автономии. А. Абашидзе заявляет, что в столь короткий срок это невозможно.

4 мая в Батуми проходит первый митинг протеста против режима Абашидзе, пока еще небольшой, около 500 человек. Однако его разгоняет аджарская полиция, при этом сообщается о применении силы к демонстрантам. По информации грузинских властей, в результате столкновений с полицией имеется много раненых, все они якобы доставлены в больницы. Это вызывает волну протеста у местных жителей. Уже на следующий день к акции протеста присоединяются студенты и преподаватели Батумского вуза. Они объявляют бессрочную забастовку, до тех пор пока А. Абашидзе не сложит свои полномочия. Звучат призывы идти на штурм здания Верховного совета автономии. Спецназ Аджарии берет митингующих в плотное кольцо, раздаются выстрелы в воздух, однако собравшиеся не расходятся. Сложившаяся ситуация все больше напоминает ноябрьскую "революцию роз" в Тбилиси. Как и там, несколько сотрудников батумской полиции переходят на сторону оппозиционеров. Позже к демонстрантам присоединяются представители интеллигенции: врачи, учителя, певцы, практически все сотрудники Гостелерадио Аджарии. Начинаются громкие отставки: уходят министр социального обеспечения Аджарии Гулико Шервашидзе, весь состав администрации Хулойского района, часть депутатов аджарского парламента переходят на сторону оппозиции.

Параллельно в грузинском городе Поти, расположенном недалеко от границы с Аджарией, власти Грузии создают штаб аджарской оппозиции. Часть оппозиционеров выдвигается в Аджарию, однако на границе их встречает пулями аджарский спецназ. Сообщается о нескольких раненых.

Тем временем в Батуми число митингующих достигает, по разным оценкам, 15 - 20 тыс. человек. На их сторону переходит вся батумская полиция. Грузинские власти сообщают об отставках ряда аджарских высокопоставленных чиновников. Впрочем, в Аджарии эту информацию опровергают.

Угрозы А. Абашидзе со стороны Грузии начинают носить более ультимативный характер. В случае отказа сложить полномочия "аджарскому льву" обещают участь Николае Чаушеску, расстрелянного вместе с женой. Появляются также первые слухи о том, что А. Абашидзе готов отказаться от власти, однако пресс-секретарь лидера Аджарии их опровергает.

Для переговоров на границу с Аджарией прибывает премьер-министр Грузии Зураб Жвания. Сообщается, что на переговорах будут обсуждаться гарантии безопасности А. Абашидзе и его окружения в случае добровольного ухода лидера Аджарии в отставку. Со стороны автономии в переговорах участвует министр внутренних дел Аджарии Джемал Гогитидзе. Настрой у грузинского премьера очень оптимистичный, перед началом переговоров он сообщил, что "на эпопее Аслана Абашидзе поставлена точка".

В это же время состоялся телефонный разговор М. Саакашвили и президента России Владимира Путина. Российский президент обещает предоставить А. Абашидзе политическое убежище. Спустя несколько часов М. Саакашвили выступает со специальным заявлением, в котором заявляет о введении в Аджарии прямого президентского правления, а также гарантирует непокорному лидеру автономии неприкосновенность в том случае, если он согласится уйти мирно. Становится ясно, что политическая судьба Абашидзе практически предрешена. Тем не менее, со сцены "аджарский лев" уходить не спешит - ему нужны более существенные гарантии безопасности, нежели слова руководства Грузии. И тут появляется Россия. Для переговоров в Тбилиси вылетает секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов. Он выезжает в Батуми, где проводит встречу с А. Абашидзе. В это время на улице слышны выстрелы – сторонники главы Аджарии таким образом высказывают ему свою поддержку. Сразу после переговоров из резиденции А. Абашидзе выезжает большой кортеж. Позже выясняется, что помимо И. Иванова в нем находился и "аджарский лев". Вместе они покидают Грузию и вылетают в Москву. Президент Грузии ликует: "Аджария свободна, началось объединение всей Грузии", - сообщил он в ходе краткого брифинга, комментируя факт отбытия из страны лидера Аджарии Аслана Абашидзе.

Pro
Как привлечь пользователей в приложение — опыт финтехсервиса Avosend
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения