Нагрузка на разбирающих бизнес-споры судей выросла втрое
В среду приступили к работе судьи экономической коллегии объединенного Верховного суда. На 30 мест в ней назначены всего 15 судей. Новому судебному составу во главе с председателей Олегом Свириденко предстоит рассматривать жалобы компаний. В Высшем арбитражном суде, предшественнике экономической коллегии, работали полсотни судей. Они ежегодно рассматривали до 27 тысяч жалоб на решения нижестоящих судов (данные электронной картотеки дел ВАС).
Подавляющее число дел не принималось к производству и по ним выносились отказы. На слушания попадали меньше 1,5 % заявлений – всего 430-480 дел в год. Эти дела рассматривались президиумом суда, а решения по ним становились прецедентами.
Теперь, кроме перераспределения нагрузки на судей, изменился и порядок рассмотрения дел в новом суде. Соответствующие поправки были внесены в Арбитражно-процессуальный кодекс в июле 2014 года. Экономической коллегией ВС будут приниматься кассационные, а не надзорные жалобы на решения, которые уже вступили в силу и прошли кассационную инстанцию в областных, краевых судах и судах городов федерального значения.
Сначала эти дела, как и в ВАС, будут проверять судьи единолично и затем выносить их на заседания судебной коллегии. У заявителей также появится возможность оспорить принятое коллегией решение в надзорном порядке уже в президиуме нового Верховного суда.
Также коллегия по экономическим делам будет рассматривать дела по первой инстанции, речь идет, в частности, о жалобах на нарушения сроков на разумное судопроизводство.
Полный регламент работы экономической коллегии будет утвержден 7 августа на первом заседании пленума Верховного суда. Но как рассказал РБК собеседник в Верховном суде, судьи уже приступили к работе с делами, и «текущая штатная численность достаточна для осуществления правосудия».
На момент слияния высших судов в президиум ВАС для рассмотрения были внесены 80 дел. Все они переданы в экономическую коллегию нового Верховного суда.
Одним из самых крупных споров новой коллеги станет дело ОАО «РЖД» против Федеральной антимонопольной службы, уличившей транспортную компанию в нарушении антимонопольного законодательства. По решению судов, компания «РЖД» должна заплатить штраф в размере 2,241 млрд рублей за сокращение предоставления услуг по грузовым перевозкам. Это дело было передано в президиум ВАС, но теперь будет рассмотрено на заседании экономической коллегии Верховного суда.
При этом известные адвокаты считают, что недобор судей в экономическую коллегию может сказаться на качестве работы судей. «Высокая нагрузка всегда влияет на качество решения, зачастую судьи объясняют свои неправосудные решения и ошибки высокой нагрузкой. Если эта ситуация продлится один или два месяца, то ничего страшного не произойдет, но если коллегия будет работать в таком виде полгода или даже год, это негативно скажется на качестве решений», - опасается адвокат Андрей Князев.
«Конечно, качество решений зависит не от количества судей, а от их квалификации, но при нынешней ситуации у судей будет большая нагрузка и они могут физически не успевать изучать дела», - считает адвокат Людмила Айвар. Она отметила, что судьи будут ограничены во времени, так как закон запрещает волокиту в судебном делопроизводстве.
Добор судей в новый ВС назначен на сентябрь. Но пока заявления на вакантные должности подали всего восемь человек. Всего же в объединенный суд, в котором закон предусматривает 170 мест, назначен на должности 91 судья.
«Повышение нагрузки может негативно сказаться на качестве работы, но Свириденко - хороший специалист, который, я думаю, попытается сделать все возможное, чтобы со временем нивелировать негативные последствия, которых не избежать на первых этапах, - считает партнер юрфирмы «ЮСТ» Александр Боломатов. - Сейчас больше волнует даже не численность судей, а будет ли достаточная научная проработка решений. В ВАС обобщением практики занимались очень эффективные специалисты, можно сказать, что работал целый квазинаучный институт помощников, эти люди не пошли работать в объединенный Высший суд. Есть опасения, что высокий уровень подготовки, основанный на обобщении практики по всей стране, может быть утрачен. Надеемся, что это не будет потеряно».
Анастасия Михайлова, Алиса Штыкина