Дело «Роснано», 06 авг 2015, 12:24

Ошибка Бастрыкина: как связаны дела «Роснано» и убийство в Гюмри

Рядового Пермякова предадут армянскому суду вопреки прежней позиции Москвы. Как выяснил РБК, в Кремле не одобрили январских действий силовиков во главе с Бастрыкиным и СКР активизировался по другим резонансным делам
Читать в полной версии
(Фото: Коммерсантъ)

Можно выдать

Дело об убийстве российским военнослужащим Валерием Пермяковым семьи в армянском городе Гюмри отныне будет расследоваться правоохранительными органами Армении и процесс пройдет в армянском суде, сообщил РБК источник в российском военном суде.

Впервые о возможности такого развития событий еще в конце июня сообщила пресс-служба президента Армении Сержа Саргсяна по итогам встречи с российским министром транспорта Максимом Соколовым, главой российско-армянской межправительственной комиссии. «Решение о передаче дела в части убийства в ведение следственного комитета Армении и последующее судебное разбирательство соответствующим судебным органом Армении, по словам президента республики, несомненно отображают дух партнерства и братства», — сообщал тогда сайт президента Армении.

30 июня о передаче дела после длительных переговоров сообщила пресс-служба генпрокуратуры Армении. Такое решение было принято после переговоров генпрокурора Армении Георга Костаняна, его российского коллеги Юрия Чайки и председателя российского Конституционного суда Валерия Зорькина. «Ясно, что дело об убийстве будут расследовать армянские правоохранители, правосудие будет осуществлено армянским судом, обвинение будет поддерживать прокуратура Армении, судебное решение будет вынесено от имени Республики Армения», — говорится на сайте в сообщении, датированном 30 июня.

Москва эти договоренности не комментировала. И только в начале текущей недели стало известно, что российский суд будет рассматривать лишь военные преступления Пермякова. Гарнизонный суд, находящийся в Гюмри, 12 августа на открытом заседании рассмотрит дело по обвинению в дезертирстве, незаконном ношении и хищении оружия, сообщила РБК пресс-секретарь Северо-Кавказского окружного военного суда Алена Катькало.

Еще 13 июля дело об убийстве было выделено в отдельное производство и передано армянской стороне, рассказал источник РБК в суде. 18 июля следственный комитет Армении сообщил о получении из России девяти томов уголовного дела, материалы были направлены на перевод на армянский язык. После вынесения приговора гарнизонным судом Пермяков будет передан армянскому правосудию для рассмотрения дела об убийстве, уточнил собеседник РБК.

Официальные представители следственных комитетов и прокуратур обеих стран эти изменения в деле Пермякова комментировать отказываются.

Долгая пауза

Убийство семьи Аветисян в Гюмри произошло 12 января. Срочник 102-й российской базы Пермяков сбежал из части и, по версии следствия, убил семь человек, включая двухлетнюю девочку и полугодовалого мальчика. Он был задержан российскими пограничниками 13 января при попытке пересечь армяно-турецкую границу и сразу же передан обратно на военную базу.

Именно вопрос о нахождении самого Пермякова и подсудности дела стал причиной массовых акций протеста сначала в Гюмри, а потом и в Ереване. Поводом для демонстраций стало заявление генпрокуратуры Армении о том, что Пермяков никак не может быть передан местным правоохранительным органам, так как, находясь на военной базе, подпадает под действие российской Конституции, запрещающей выдачу россиянина другому государству.

«Люди не поняли, почему прокурор Армении начинает защищать гражданина другой страны», — поясняет председатель клуба журналистов «Аспарез» города Гюмри Левон Барсегян. «Возмущение изначально вызвал сам факт, что, во-первых, Пермякова задержали российские пограничники, а не правоохранительные органы Армении. А во-вторых, что его незамедлительно укрыли в воинской части, из-за чего, например, наши следователи не могли получить доступ к следам на одежде и коже, которые могли бы послужить доказательством», — говорит представитель правопреемников потерпевшей семьи правозащитник Артур Сакунц.

Второй причиной протестов стало отсутствие ответов на вопрос о выдаче солдата со стороны России. «Российские телеканалы и официальные лица неадекватно реагировали на это чудовищное преступление. В армянском обществе были весомые подозрения в том, что российские власти покровительствуют преступнику», — говорит координатор Фонда армянских исследований АНИ Татул Акопян.

Первые разъяснения со стороны российских официальных лиц были даны лишь 20 января, когда в Гюмри прибыл председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.

Миссия Бастрыкина

Представитель СКР Владимир Маркин сообщил накануне визита, что президент поручил Бастрыкину работать «в тесном взаимодействии с правоохранительными органами Армении».

Поручение от Владимира Путина координировать всю работу по делу о резонансном убийстве председатель СКР получил еще до своего официального визита в Армению, рассказали РБК близкие к правительству источники и подтвердили собеседники в воинской части и в российском дипломатическом ведомстве. СКР на вопрос РБК о том, когда было дано поручение президента по делу в Гюмри, не ответил.

Напряжение в российско-армянских отношениях в тот момент было некстати: в начале января вступило в силу соглашение о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕЭС). По словам одного из собеседников РБК, задачей Бастрыкина с самого начала было «не допустить эскалации конфликта».

Митинги с требованием выдать Пермякова армянскому правосудию начались 13 января, 15 января протестующие пытались сжечь российский флаг и подрались с полицией, несколько десятков человек были задержаны в Гюмри и в Ереване.

Высокопоставленный собеседник РБК в администрации президента тогда говорил, что с задачей своевременно урегулировать ситуацию в Армении не справился ни один из российских высокопоставленных силовиков, связывавшихся со своими коллегами.

Спустя неделю после убийства разбираться с делом российского солдата пришлось лично Владимиру Путину: 18 января российский лидер позвонил президенту Армении Сержу Саргсяну выразить соболезнования в связи с трагедией.

Спустя два дня в Гюмри прилетел Бастрыкин. К этому времени протесты уже стали стихать благодаря усилиям переговорщиков со стороны властей Армении.

После официального визита главы СКР позиция России начала проясняться. По итогам переговоров с президентом Армении и главой армянского следственного комитета Бастрыкин сообщил, что публичный суд по делу об убийстве в Гюмри будет проведен в Армении.

Российские и армянские следователи договорились о совместном расследовании этого дела, уточнил в тот же день представитель СКР Маркин.

Бастрыкин тогда не уточнил, каким именно судом это дело будет рассматриваться. На другой день, 21 января, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в интервью армянскому телеканалу «Гала-ТВ» говорил, что решение будет принимать российский суд.

Помимо Конституции выдаче солдата с самого начала мешали разные пункты двустороннего соглашения о нахождении военной базы. По этому соглашению, преступления, совершенные на территории Армении лицом из состава российской военной базы, расследуют армянские компетентные органы. Но в другой статье того же документа оговаривалось, что этот порядок не применяется по делам о воинских преступлениях (к ним относится и дезертирство с оружием).

Эхо конфликта

В итоге ответственность за задержку с выработкой и разъяснением устраивающей всех позиции, что привело к массовым протестам и грозило осложнить российско-армянскую экономическую интеграцию, была возложена президентом именно на Бастрыкина, утверждают несколько собеседников РБК, близких к правительству и руководству правоохранительных органов. Работа главы СКР, отвечавшего в январе за координацию силовиков двух стран, была названа «топорной», говорит один из источников. По словам собеседников из двух стран, на последующей встрече президента и руководителя силового ведомства было высказано недовольство и действиями в Гюмри и отсутствием прогресса в резонансных делах и новых антикоррупционных расследованиях.

Встреча Путина и Бастрыкина прошла через месяц после армянских протестов, 26 февраля. Судя по сообщению на сайте Кремля, на ней Бастрыкин отчитался о результатах работы, заявил о недопустимости приоритета международного права и рассказал о законодательных инициативах СКР.

На вопрос РБК, действительно ли Владимир Путин высказывал тогда недовольство действиями руководителя СКР в связи с трагедией в Гюмри и потребовал ускорить процесс, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил: «Не совсем. Никто не будет требовать ускорения в ущерб качеству». От дальнейших комментариев он отказался.

Позже глава СКР на закрытом совещании поручил следователям активизировать открытые ранее уголовные дела и «доводить их до конца», рассказывает близкий к руководству силовых органов собеседник РБК. По его словам, следствием этой активизации стало открытие или возобновление сразу нескольких громких и медийных уголовных дел, включая дело в отношении главы Пенсионного фонда по Дагестану Сагида Муртазалиева и начало масштабного расследования дела «Роснано».

Именно недовольство президента работой Следственного комитета по делу Гюмри и спровоцировало СКР на активизацию в деле «Роснано», уверены два собеседника РБК в госкорпорации. Наличие такой связи между армянскими событиями и делом «Роснано» не отрицает и собеседник в правительстве.

Пресс-служба СКР на запрос РБК по поводу этих событий не ответила.

Сейчас никаких разногласий между президентом и главой СКР нет, утверждает близкий к руководству Следственного комитета источник РБК. Две недели назад на полугодовой коллегии своего ведомства Бастрыкин был оптимистичен, отмечает собеседник.​​​

Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование