Протесты в Белоруссии, 06 авг 2020, 21:40

«Лукашенко никуда не побежит»: цитаты из интервью президента Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в преддверии выборов дал интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону. Большая часть разговора была посвящена России и отношениям лидеров двух стран
Читать в полной версии
(Фото: Николай Петров / БелТА / ТАСС)

О работе с Владимиром Путиным, знакомстве и дружбе с ним

«У Путина была хорошая черта. Я ему часто: «Ты знаешь, Володя, вот если что-то от тебя надо, я знаю, что надо сделать — добиться от тебя обещания. Если ты пообещаешь, ты никогда не отступал от обещанного». А эти полгода я вижу: одно сказано, кто-то переделал, другое сказано — отступили, и вот это барахтанье... Путин обещает, правительство решает по-иному. Нет жесткости: договорились — сделали. <...> Владимир Владимирович говорил, что мы с ним познакомились, когда я совершал визит в Россию и посещал Питер. И встречал, и сопровождал меня там Владимир Владимирович Путин. <...> Он стал маститым руководителем. Когда я его встретил первый раз президентом, ну, это, наверное, был больше воспитанный сотрудник КГБ в хорошем смысле слова, не спорил, на рожон не лез, точки зрения выслушивал, оставлял за собой право подумать. Сейчас ему не надо дополнительно думать. Функционала у него хватает, но Путин — человек. Своеобразный человек, не похож на других и так далее. Мне не нравится у него главная черта. Но для политика это супер — он никому не доверяет. <...> Мы очень хорошие друзья, надеюсь, что мы остаемся... Можем даже матюкнуться друг на друга. <...> Что-то у него есть, от чего не устаешь. В переговорах, слушайте, можно от Ангелы Меркель (канцлер ФРГ. — РБК) устать, ну, это волчица... <...> Путин не вникает в эти детали, принцип заранее проработать, посмотреть <...> Путин на переговорах не скучен».

О сожалении Бориса Ельцина после выбора преемником Путина

«То, что он [Ельцин] сокрушался и жалел, так я у него часто бывал. Это было очень часто, я его пытался успокоить. Но надо понимать, что Ельцин был такой властолюбивый человек, но и Путин не подарок... Ельцин рассчитывал, что Путин будет все время бегать к нему и советоваться по тому или иному вопросу, но это невозможно и неприемлемо, и это не для Путина. И это первая причина — ну, может, не совсем первая, — которая образовала между ними трещину. Я был свидетелем тому».

О побеге из Белоруссии в случае проигрыша на выборах

«Лукашенко никогда никуда не побежит, и мои дети никуда не побегут. Бегут те, у кого карманы набиты. Я побежал, ну даже в Китай, не дай бог, конечно: другой климат, другая страна. Я про Москву даже не говорю, без денег там делать нечего, а у меня нет денег, чтобы сбежать и там жить, как [бывший президент Украины Виктор] Янукович. Это не главное. Главное — мои убеждения и моя земля. И я не побегу».

О мире в Донбассе

«Мы сейчас можем этот вопрос решить, но чем дальше, тем сложнее будет его решать. <...> Россияне и украинцы родные. Мы втроем и никому не нужны. Мы не должны были прийти к этой драке, немедленно надо заканчивать эту возню. <...> Я хочу, чтобы мы втроем по-братски решили этот вопрос. <...> На месте [экс-президента Украины Петра] Порошенко Володе тут посложнее, было много моментов, когда, извиваясь, можно было выкрутиться и стабилизировать ситуацию. Надо было найти возможность, и черт с ней, надо сохранить лицо Путину, но главное же результат. А он пошел лоб в лоб, поддерживаемый некоторыми лидерами Запада. Когда тут был [госсекретарь США Майк] Помпео, я ему в лоб задал вопрос: «Мы тебе с Путиным не подарили Украину? Вы же теперь о ракетах с ней можете договориться, агрессор же напал». Мы своими руками подарили Западу то, что не принадлежит и не должно ему принадлежать. Мы подарили ему прекрасную, добрую Украину, откуда можем получить в любой момент залп ракет».

О президенте Украины Владимире Зеленском

«Володя хороший. Мне его жаль. Он попал как кур в ощип. Не мне вам объяснять, какая ему ситуация в Украине досталась. <...> Он человек приземленный. Он никогда с этим не сталкивался, а надо действия совершать и результат давать в Украине сейчас. А этого результата нет. <...> Боюсь, что нет, потому что время очень спрессовано».

Об отказе признать Южную Осетию

«Через несколько времени я встречаюсь с Дмитрием Медведевым (во время встречи был президентом России. — РБК), и он поднимает этот вопрос о признании. Он правильно поставил вопрос, мы союзники, мы то, мы это. Я ему говорю: «Дим, я сейчас подписываю указ, но первое, второе, пятое, восьмое, десятое. Вы подписываете указ и гарантируете мне это — с учетом отключения SWIFT». Он мне говорит, вы знаете, что это в основном экономические вопросы, а этим у нас занимается правительство».

В случае признания Белоруссией Южной Осетии представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана пригрозил республике санкциями и отключением от международной системы платежей SWIFT.

О российских базах на территории Белоруссии

«Надо понимать, какие это базы. Это базы, где работают полтора человека россиян, остальные белорусы. Там технари сидят. Я бываю на этих базах, они меня встречают как своего человека. Там нет аэродрома, вертолетов, там наши люди служат с советских времен. Они не представляют опасности, на мой взгляд».

О предложении Путина быть спикером Госдумы в результате объединения стран

«Он мне не предлагал, а даже если бы и предложил, я заведующим складом не буду».

Об объединенном государстве

«Если бы я даже согласился на объединение, в Белоруссии это никогда не воспримут. Народ перезрел. Это можно было лет 20–25 назад. Сейчас нет».

Об олигархах в Белоруссии

«У нас нет олигархов, и при мне их не будет. Власть властью, бизнес бизнесом. У нас очень суровая борьба с коррупцией, поэтому олигархов быть не может».

О своем заражении COVID-19

«Когда я заболел, мне было не до паники. У меня не было возможности даже подумать, я как белка в колесе, у меня парад, День независимости, не дай бог заболеть. Я же жил, со всеми встречался, ходил. Мы склоняемся к тому, что мне его подкинули, и я начинаю искать тот момент, где это произошло. И я, может быть, это и перенес бы. Я чувствовал, что что-то не то, но мои домашние заболели, мне пришлось поехать на КТ. И мне старый врач, женщина Лариса [сказала]: «Вы же на ногах перенесли». Я говорю, не нагнетай обстановку, мне работать надо. Я пошел домой, но потом стало хуже. И сделали вывод, что меня эта пандемия хвостом ударила».

Откуда появилось прозвище Батька

«Я не думаю, нравится мне это прозвище или нет. По-доброму мне его дал Кондратенко (бывший губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко. — РБК), по тому, как белорусы ко мне относились. А сейчас я безразлично к этому отношусь, с неким юмором, это некий бренд для Беларуси, для Лукашенко».

О том, что Лукашенко называют последним диктатором Европы

«Это кликуху мне дала Олбрайт (бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт. — РБК), потому что я не вписывался в их стандарты демократии. Сейчас они уже поняли, что то, что существует в Белоруссии, не совсем плохо, после всех этих желтых, зеленых беретов... С Путиным встречались, я ему говорю: «Володь, я уже не последний диктатор Европы». А он мне: «Неужели ты мне намекаешь, что это я?»

Можно ли считать выборы демократическими, если основные оппоненты в тюрьме

«Закон для всех один. Если хочешь избежать наказания за свои преступления — иди в политику, будешь политическим заключенным. Но не будет политического, все документы мы подготовили. Даже россиянам и американцам покажем, оцените, он политический или нет? Показали, и сразу волна схлынула».

О Светлане Тихановской

«Мне ее просто жаль. Ее впихнули в эту ячейку, ее впихнули штабы, вот эти люди, которые сидят в штабах. Брошено столько денег, чтобы крутить это. А вот эти митинги, все говорят, многотысячные, я был оператором, я знаю, как ставить ракурс. Ну и тем более три женщины, люди приходят как на диковинку смотреть, у нас никогда такого не было. Ну, люди идут посмотреть. А с чем они уходят оттуда? Я слишком далек от того, что ее использовал Кремль. На дебаты она не пришла, я готов всегда со всеми. Было бы даже с моей стороны некрасиво. О чем бы мы с ней дебатировали? Без бумажек... Ее выпихнули и развернули как знамя. И все. О чем говорить?..»

О выдаче Украине задержанных в Минске «боевиков» ЧВК

«Такого вопроса у меня не стояло и стоять не будет. У нас есть международное соглашение, суть его заключается в том, что генеральные прокуроры наших стран в контакте и работают над тем, чтобы была четкая картина. Никто не выдает никого, пока не установлена вина».

Ночью 29 июля в Минске была задержана группа из 33 россиян. Местные власти подозревают их в подготовке массовых беспорядков. По данным агентства БелТА, мужчины прибыли в республику «для дестабилизации обстановки в период избирательной кампании». Кремль отрицает все обвинения, а российский МИД посоветовал белорусской стороне прекратить нагнетание перед выборами. В ведомстве заявили, что россияне следовали транзитом через Минск в Стамбул, но были вынуждены задержаться в республике. Некоторые из задержанных ранее фигурировали на украинском сайте «Миротворец» как воевавшие в Донбассе.

О беспокойстве перед выборами

«У меня мандража никогда не было, нет его и сейчас. Но мне будет неловко, если будут на улицах какие-то заварушки и придется принимать меры. Это некрасиво для имиджа страны. Это меня беспокоит».

О сыне

«Он у меня оппозиционно настроенный человек, на «ты» со всеми этими мессенджерами, разбирается во всем, ему лапшу на уши не повесишь. И очень критикует, если мы что-то не так делаем. Старшие сыновья с ним тоже всегда общаются. Коля — он кремень, как отец, а старший и средний — они очень мягкие, порядочные. Мне повезло, у меня не было никогда никаких разногласий. <...> Он особенный ребенок. Его Господь наделил нормальными мозгами, он прекрасный спортсмен, он прекрасно играет на пианино, ответственно это делает. Он внешне такой — метр 92. У него, спасибо Господу, нет мании величия, поможет всегда, а я не добивался этого. Он боится сделать что-то не так. Дети президента не должны распальцованно ходить. Мне повезло, но это не потому, что я их воспитывал так. Они белорусы, а у белорусов напоказ не принято это. Я не готовлю Колю в президенты, и я не хочу этого. У нас иногда заходят разговоры, старший тоже не хочет в госслужбу, Коля побывал на всех этих встречах с активом, он другим стал ребенком, он повзрослел, увидел всю эту грязь. Ни в коем случае... Он способный парень в химии и биологии. Для него это все, он разбирается. Иностранный язык тоже, он мне переводит».

Об отношениях Путина с Николаем Лукашенко

«У них очень хорошие отношения. Коля вырос на его глазах. Но самые теплые отношения у Коли были с Януковичем, он в нем души не чаял».

О невозможности перестать быть президентом

«Нет, я не знаю другого образа жизни. Это очень тяжело, поверьте, это белка в колесе. Хотелось бы бросить, если бы я знал что-то другое. Но я в этой жизни все время, это уже мой образ жизни. Я думал об этом, часто, я даже не представляю: я не президент, а что делать?.. Я даже этого не представляю, вся моя сознательная жизнь в этом».

Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта