Атака на Грозный, 06 дек 2014, 19:06

Вторжение на такси: как боевики застали врасплох армию Кадырова

Первые итоги расследования декабрьского теракта в Грозном показывают, что основной задачей боевиков было уничтожение максимального числа полицейских и военных. Мирных жителей боевики не трогали и даже позаботились о сохранности их жизней, оставив связанным таксистам спальные мешки. Большого эффекта им удалось достичь за счет сочетания новой тактики вторжения, внезапности и решительности: все нападавшие, скорее всего, были шахидами и не рассчитывали на спасение. Реакцией чеченских властей станет уже объявленное очередное завинчивание гаек: репрессии в отношении родственников и земляков боевиков
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

Откуда они пришли

Вдоль дороги к небольшому селу Шалажи (5 тыс. жителей) расставлены посты: чеченские полицейские в камуфляже прикрывают внушительный кортеж из премиальных внедоржников. Причина проверок на дорогах – визит в село Шалажи министра внутренних дел республики генерал-лейтенанта Руслана Алханова. Он приехал на похороны лейтенанта полиции Магомеда Закаева, выразить  уважение родителям погибшего и рассказать о компенсации для семьи – Фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова выделит по одному миллиону рублей семьям погибших, говорит РБК дядя Закаева.

Закаев служил в 1-ом полку ППС имени Ахмата-Хаджи Кадырова. В день вторжения боевиков в Грозный он одним из первых приехал по вызову дежурного, чтобы проверить полученную в 00:57 информацию о появлении террористов у Дома печати. Как только полицейский с напарником прибыли к месту происшествия, по ним был открыт огонь с уровня 6-го или 7-го этажей. Пули попали Закаеву в левую руку и бедро, повредив артерию. Раненый полицейский продолжал почти 30 минут вести бой «по мере возможности», пока не умер от потери крови, говорит его брат, тоже боец полка ППС. Всего во время налета на Грозный погибли 14 полицейских и 36 были ранены.

Визит министра Алханова в Шалажи связан еще и с тем, что именно с окраины этого села боевики выдвинулись к Грозному. Местные жители уверяют, что боевиков здесь никогда не видели. Если «лесные» и были здесь, то пришли со стороны Ингушетии: Шалажи стоит на границе горно-лесистой местности и равнинной Чечни, недалеко от границы с соседней республикой. Сюда еще можно добраться лесными тропами, а дальше к столице республики, не привлекая внимания, можно доехать только на транспорте.

В среду, примерно в 21:10, в грозненскую службу такси «Экспресс» позвонил мужчина и заказал три машины от Шалажи до Аргуна (маршрут через Грозный). «Просили именно иномарки. Якобы увезти женщин со свадьбы», – рассказал РБК собеседник в самой компании. Нашлись свободные на тот момент Ford Focus, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Дорога от Грозного до Шалажи занимает от 30 до 40 минут. Около 22:00 автомобили один за другим подъехали к окраине села, где каждого из водителей должен был встретить заказчик, гулявший на свадьбе. Вместо него автомобили окружили несколько вооруженных мужчин в камуфляже. Они вели себя как силовики, остановившие подозрительные машины: требовали от водителей выйти из машин, положить руки на капот, расставить ноги на ширине плеч и опустить голову вниз, не глядя в сторону тех, кто проводит обыск.

У таксистов боевики отобрали мобильные телефоны, связали скотчем ноги и руки за спиной, заклеили рты и оставили в лесу, в стороне от обочины дороги. Принимая во внимание мороз на улице, связанных людей исламисты укрыли спальными мешками. Точного количества боевиков водители угнанных машин в темноте не разглядели. Известно, что, освободив автомобили от лишнего груза, в том числе запасных колес, их заполнили оружием и боеприпасами. Судя по данным силовиков, все нападавшие на Грозный уместились в трех легковых автомобилях. Указанные модели вмещают не более пяти пассажиров.   

Спустя некоторое время одному из связанных таксистов удалось выпутаться и развязать остальных. Добравшись до села, они передали по телефону информацию в офис компании. Уже оттуда около 23:20 директор предприятия заявил в полицию об угоне. Но маршрут и цели людей в камуфляже потерпевшим были неизвестны.

Читать в полной версии

Битва за эфир

В ту ночь первое официальное подтверждение о перестрелке в Грозном поступило от Рамзана Кадырова. «Мы получили оперативную информацию о машине с подозрительными вооруженными людьми. Ориентировка была передана во все правоохранительные органы. Сотрудники ДПС предприняли попытку остановить машину. Из нее был открыт огонь. Трое сотрудников погибли», – написал в своем Instagram чеченский руководитель.

Первые взрывы и стрельба в столице республики послышались примерно 00:45, рассказал сотрудник ГТРК «Грозный» Юнадий Ацаев. В этот момент собеседник РБК закончил работу в редакции местного телевидения, здание которого вплотную прилегает к Дому печати. По словам Ацаева, он вынужден был остаться в здании до утра: выход из телецентра простреливался со стороны Дома печати.

Здание грозненского телевидения и Дом печати ночью опустели, внутри оставались лишь несколько почти безоружных по местным меркам охранников. «Максимум, что у них было из оружия, – пистолет», – говорит Ацаев. Как уточнил источник РБК, близкий к республиканским СМИ, охранникам Дома печати боевики дали возможность беспрепятственно покинуть здание.

Оперативно прибывшая на место группа чеченского ОМОН предотвратила захват здания республиканского телевидения, говорит Ацаев. По его словам, появившиеся в здании бойцы спецподразделения смогли отбить попытку боевиков перейти из Дома печати в редакцию ЧГТРК. «Если бы они знали, что на одном из этажей есть возможность пройти из одного здания в другое просто через дверь, они бы, конечно, этим воспользовались, но они попробовали подойти со двора. Им не дали», – говорит Ацаев.

Как уверяют собеседники РБК в силовых структурах, в операции участвовали исключительно чеченские силовики. Это подчеркнул и президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию.

Боевикам удалось пронести с собой в Дом печати значительный арсенал оружия и боеприпасов. Его, по словам очевидцев, оппонентам силовиков хватило, чтобы активно отстреливаться до 7:00. Утром силы контртеррористической операции начали зачистку здания с использованием гранатометов и БТР. Огонь перекинулся на соседний со зданием рынок.

Удалось ли боевикам уйти

Большое количество жертв среди полицейских в МВД объясняют неожиданностью нападения боевиков. Кроме того, тактически верный выбор административных зданий для обороны позволил боевиками занять господствующие высоты. «Из такого высокого здания вся местность, как на ладони. Если грамотно менять позиции после стрельбы, да еще в темноте, выбить из такого здания даже небольшую группу без поддержки БТР и большого количества гранатометов невозможно»,объяснил полицейский Мовсар Юсупов.

К утру стало известно, что часть боевиков укрылась в здании школы №20. Некоторые из очевидцев утверждают, что боевиков обнаружила женщина-сторож, которую исламисты также не тронули. Перестрелка вокруг школы затянулась до полудня. В итоге, по официальным данным НАК, всего в Грозном были убиты 11 боевиков.

В течение четверга силовики из оцепления распространяли среди жителей Грозного информацию о том, что отдельные участники ночной атаки на город могли скрыться. Свидетельством того, что вооруженные исламисты не только укрывались в двух зданиях, но и перемещались по городу, могут служить данные, опубликованные на близком к силовым структурам СКФО блоге Kavkazpress: фотографии тела и предварительные результаты опознания 26-летнего Анзора Трамова (Шаваева) якобы убитого у Дома моды между школой №20 и Домом печати.   

Судя по количеству мест в захваченных автомобилях, а также по характеру самого нападения, вряд ли кто-то из них ушел живым, говорит собеседник РБК из МВД республики. «Они шли на смерть. Зачем им куда-то спасаться», – говорит источник.

Кто организовал вторжение

Согласно информации, распространяемой со ссылкой на источники в МВД Чечни, действиями нападавших руководили 40-летний Аслан Бютукаев из села Ачхой-Мартан и 31-летний Адам Тагилов из села Орехово Ачхой-Мартановского района. Оба фигурируют в федеральном списке террористов и экстремистов Минюста. Бютукаев имеет репутацию одного из самых авторитетных представителей признанной в России террористической организацией «Имарат Кавказ». СМИ приписывают ему руководство так называемым батальоном смертников «Рийад ас-Салихийн» («Сады праведных»), созданным известным полевым командиром Шамилем Басаевым. 

Бютукаев находится в федеральном розыске, в том числе, как один из организаторов террористического акта в аэропорту Домодедово в 2011 году. О высоком месте Бютукаева в иерархии северо-кавказского подполья свидетельствует видеозапись, опубликованная на радикальных ресурсах осенью прошлого года: на ней именно этот боевик подтверждает от имени «Имарата Кавказ» смерть лидера исламистов Доку Умарова у тела последнего.

«Версию про Бютукаева можно было предугадать сразу. Все преступления террористической направленности, совершенные в Ачхой-Мартановском и Урус-Мартановском районах, и подозреваемых в любом пособничестве «лесным» силовики связывают с именем Бютукаева. В каждом районе есть такой человек, который за все заранее назначен виновным, – призывает критичнее относиться к распространяемым в первые дни версиям старший инспектор Сводной мобильной группы правозащитников на Северном Кавказе Сергей Бабинец. – Среди наших заявителей есть люди, которые жаловались на пытки с целью вынудить их дать показания о сотрудничестве с Бютукаевым».

Кого накажут власти

Нападение получило особый резонанс из-за выбранной боевиками даты 4 декабря – дня выступления Владимира Путина с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Последний раз в Грозном подобное было в 2011 году, когда автоматчики захватили здание парламента ЧР.

5 декабря Кадыров подтвердил, что среди погибших оказался его родственник, 22-летний Умар Кадыров. За убийства во время налета на Грозный глава Чечни посулил «жесткий спрос». Семьи боевиков, совершавших убийства, он пообещал выдворять из Чечни без права на возвращение, а их дома сносить «вместе с фундаментом». Руководству районов и отделов внутренних дел Кадыров поставил жесткое условие: если из какого-либо района хоть один человек окажется среди боевиков, руководители этой территории незамедлительно уйдут в отставку.

Подобный подход – тупиковый путь, который еще больше разозлит и без того отчаянные остатки подполья, говорит Бабинец. Выложивший в сеть видео молодой участник нападения на Грозный объясняет мотивы атаки на полицейских местью за «наших женщин». Речь идет о вызвавшей резонанс аудиозаписи, которая распространялась жителями Чечни в социальных сетях. На ней женщина жалуется на унижения чеченок в хиджабах: якобы силовики оскорбляют тех, кто носит более закрытый вариант традиционного исламского платка черного цвета на манер женщин из Саудовской Аравии.  

«Мне нет абсолютно никакого дела до мнения каких-то лиц или так называемых правозащитных организаций, молча наблюдающих убийство натовскими самолетами и подготовленными Западом боевиками миллионов мусульман в Сирии и Ираке», – написал Кадыров в ответ критикам в своем Instagram.
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов