Лавров рассказал, что в России думают о возможности ядерной войны с США
Россия не думает о войне с США, которая может иметь ядерный характер, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону.
«Наша военная доктрина гласит, что самое главное — избежать ядерной войны. Напомню, что именно мы в январе 2022 года инициировали совместное заявление лидеров пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, в котором говорилось, что мы сделаем все, чтобы избежать конфронтации между нами, признавая и уважая интересы и опасения безопасности друг друга», — сказал Лавров.
В заявлении также было сказано, что в ядерной войне «не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана». То же самое в ходе переговоров в Женеве в июне 2021 года подтвердили президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден, которые, по сути, повторили заявление своих предшественников Михаила Горбачева и Рональда Рейгана от 1987 года — «никакой ядерной войны». «Это отвечает нашим жизненным интересам. Абсолютно. Надеюсь, что это относится и к Соединенным Штатам», — сказал министр.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Лавров пояснил: ранее координатор по стратегическим коммуникациям Белого дома Джон Кирби, когда его спросили об эскалации и возможности применения ядерного оружия, ответил, что США не хотят эскалации «и если там будет какой-нибудь ядерный элемент, то пострадают их европейские союзники». То есть Кирби «даже мысленно исключает», что США могут пострадать, добавил российский министр.
«Это делает ситуацию немного более рискованной. Возможно, если это возобладает, то будут предприняты некоторые безрассудные шаги. Это плохо <...>. Профессионалы в области политики ядерного сдерживания хорошо знают, что это очень опасная игра. А разговоры об ограниченном обмене ядерными ударами — это приглашение к катастрофе, которой мы не хотим», — заявил Лавров.
Путин в ноябре утвердил обновленную ядерную доктрину России. В документе сказано, что Россия будет расценивать как «совместное нападение» агрессию со стороны неядерного государства при поддержке ядерного. Также в нем перечислены военные опасности, которые в зависимости от обстановки «могут перерасти в военные угрозы», устранение которых может потребовать «ядерного сдерживания», и расширен перечень условий для применения ядерного оружия. Доктрина также распространяется на Белоруссию.
Основы политики в области ядерного сдерживания были обновлены после того, как США разрешили Украине бить дальнобойным оружием по территории России. Также вскоре после этого решения Путин объявил, что Россия испытала новейшую баллистическую ракету средней дальности «Орешник» в безъядерном гиперзвуковом оснащении при ударе по военно-промышленному объекту в Днепре. По его словам, запущено серийное производство ракеты, у России есть достаточный запас такого оружия. Согласно данным правительственного портала «Объясняем.рф», в ядерном оснащении ракета может доставлять заряды общей мощностью, эквивалентной 45 Хиросимам.
В то же время Путин подчеркивал: принципиальная позиция России в том, что использование ядерного оружия — это крайняя и исключительная мера обеспечения безопасности страны. Страна «не собирается втягиваться» в новую гонку вооружений, однако будет поддерживать ядерные силы «на уровне необходимой достаточности», сказал он.
Читайте РБК в Telegram.