Политика, 07 июн 2018, 16:48

Мэрия Москвы перед выборами заказала анализ социальной напряженности

Перед кампанией по выборам мэра Москвы столичные власти заказали исследования настроений жителей ЮЗАО и САО. Также мэрия поручила всем службам уделять внимание «маленьким просьбам» горожан
Читать в полной версии
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Проблемные районы

Московские власти 31 мая объявили тендер на «информационно-аналитическое и консультационное сопровождение деятельности органов исполнительной власти при реализации городских программ» в Юго-Западном округе (ЮЗАО).

Согласно тендерной документации от подрядчика требуется проанализировать «возникновение социальной напряженности в округе», выявить проблемные точки, «потенциальные и существующие» конфликты, деятельность инициативных групп. Кроме того, исполнитель контракта должен провести мониторинг публикаций в СМИ и социальных сетях и комментариев к ним. Планируется также информировать жителей округа о «реализации городских программ» и организовать работу с обращениями граждан по проблемным ситуациям.

Кроме того, в мае был разыгран тендер на «информационно-аналитическое сопровождение» по реализации программы реновации в Северном округе (САО). Согласно тендерной документации подрядчик, в частности, должен проанализировать ключевые запросы жителей, соцсетей и «пабликов активистов», составить «рейтинг активности лидеров общественного мнения», их влияние «на местные и окружное сообщества». Всего на эти исследования планируется потратить более 15,1 млн руб.

РБК направил в мэрию Москвы запрос о причинах проведения исследований и попросил уточнить, предполагаются ли подобные работы в других округах.

Юго-Западный и Северный округа, настроения в которых решили изучить в мэрии, известны своими протестными настроениями. В восьми из 12 районов ЮЗАО на прошлых выборах мэра за Сергея Собянина проголосовали меньше половины избирателей. В Гагаринском районе политик Алексей Навальный набрал больше голосов, чем действующий мэр. На муниципальных выборах в сентябре 2017 года в шести районах ЮЗАО единороссы получили меньше половины мандатов. В десяти из 16 районов САО Собянин получил меньше 50% голосов, в четырех районах единороссы оказались в меньшинстве на муниципальных выборах.

Перед выборами мэрия решила больше внимания уделять жалобам и обращениям жителей, сказали источник РБК в мэрии и подтвердил собеседник, близкий к столичному правительству. «Сделан акцент на внимание к маленьким просьбам, жалобам, например, предпринимателей, на упрощение процедур», — объяснил источник РБК в мэрии.

Как изучали раньше

В прошлом году перед муниципальными выборами мэрия заказала исследование настроений москвичей стоимостью около 50 млн руб. Подрядчик должен был создать карты проблемных точек по районам, изучить состав инициативных групп, отслеживать посты в соцсетях, в том числе по градостроительным вопросам.

Этой весной власти Москвы и Подмосковья объявили конкурсы на социологические исследования почти на 150 млн руб. Столичные власти намерены спросить архитекторов, урбанистов и предпринимателей, каким они видят «образ будущего Москвы» и какие «страхи» мешают им в их «реализации потенциала». Бюджетников спросят о работе органов исполнительной власти. Подмосковные чиновники планируют выяснить отношение жителей к работе губернатора, муниципалитетов и уровень протестных настроений. Действующий глава региона Андрей Воробьев, как и Собянин, намерен вновь баллотироваться. Кроме того, мэрия Москвы потратит 53 млн руб. на разработку системы поддержки управления информационными рисками.

Чем недовольны москвичи

Основные претензии москвичей сегодня касаются здравоохранения, дорог, парковочного пространства. Согласно опросу Левада-центра, в первую очередь от нового мэра ждут решения проблемы дорог, транспортной системы и благоустройства. ФОМ и ВЦИОМ не публиковали данные об исследовании настроений москвичей перед выборами.​

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

«Однако опросы фиксируют нулевую точку — настроения москвичей в данный момент. Предвыборная кампания, которая всегда сопровождается информационной войной, влияет на предпочтения избирателей», — объяснил собеседник РБК в одной из крупных социологических компаний.

Ранее Левада-центр зафиксировал у конкурентов Собянина рейтинг 1%. Предвыборная кампания оппонентов Собянина должна строиться не только на рациональной критике, но и на эмоциях, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Можно играть на «эффекте усталости» от власти, неудобствах от программы благоустройства, теме самоуправления, разделении по настроениям между коренными москвичами и приехавшими — последние, как правило, наиболее лояльны власти, рассуждает политолог.

«Однако сейчас не видно кандидатов, которые всерьез будут этим заниматься. Те игроки, которые заявляют о намерении баллотироваться, скорее всего, будут биться за собственного избирателя, а не вести экспансию в лагерь лоялистов», — говорит Виноградов. Исследования настроений избирателей проводятся во всех регионах, но в них часто не хватает глубинных интервью, добавил эксперт.

Выборы мэра Москвы состоятся 9 сентября, избирательная кампания официально стартовала 3 июня. О намерении участвовать заявили действующий мэр Сергей Собянин, экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков, глава совета депутатов Красносельского района Илья Яшин, журналист Антон Красовский. КПРФ намерена выдвинуть экс-депутата Госдумы и спонсора партии Вадима Кумина, а справороссы — главу муниципального округа «Таганский» Илью Свиридова. Чтобы участвовать в выборах, кандидат должен собрать подписи 110 муниципальных депутатов из трех четвертей районов.

Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
В России ввели ГОСТ для «умных домов». И это прорыв для всего PropTech
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Подкиньте монету: может ли иррациональность привести к успеху в бизнесе
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Возвращение Alibaba: что изменилось в стратегии китайского онлайн-гиганта