Политика, 07 авг 2023, 18:24

В Москве показали новые учебники по истории с операцией на Украине

В новых учебниках по истории полностью переписали разделы, посвященные периоду с 1970-х годов, а также добавили новый, включающий военную операцию на Украине
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Карпухин / ТАСС)

В Москве представили обновленный учебник истории для старшеклассников.

Учебник для старшеклассников будет носить статус единого госучебника по истории, заявил один из его авторов, помощник президента Владимир Мединский. «По большому счету, это первый подобный учебник после распада СССР», — уточнил он.

В новом учебнике полностью переработан и переписан раздел, посвященный 1970-м, 1980-м, 1990-м и 2000-м годам, а также добавлен раздел по сегодняшний день, включая специальную военную операцию на Украине. При этом раздел по всеобщей истории стал меньше: по словам Мединского, это сделано для того, чтобы избежать дублирования.

Главные тезисы раздела «Специальная военная операция»:

  • В начале XXI века, как говорится в учебнике, Россия «исходила из того, что холодная война осталась позади», а будущее — за развитием «добрососедских отношений с США и Западом». Однако «усиление» России в начале 2000-х США не устраивало, отмечают авторы учебника.
  • «Идеей фикс Запада стала дестабилизация положения внутри России. Сначала — по периметру ее границ. Ради этого в бывших республиках СССР спонсировалась откровенная русофобия. Дальше по плану — втягивание России в череду конфликтов и «цветных революций», разбалансировка ее экономики и смена власти на подконтрольную. Конечная цель не особо скрывается: это расчленение России и контроль над ее ресурсами», — пишут авторы учебника. На роль «главного тарана» против России США и НАТО стали готовить Украину.
  • «Несколько поколений на Украине начиная с 1990-х годов воспитывались в неприязни к России, на неонацистских идеях», — говорится в тексте. При этом авторы подчеркивают, что украинский неонацизм — не прямое повторение германского национал-социализма 1920–1940-х годов, а «озлобленное национальное, языковое, культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством».
  • «Сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, а все русское объявлено враждебным», — так начинается параграф под названием «Украина — ультранационалистическое государство». Описывая приход к такому режиму, авторы указывают, что началось это с «тотального сноса памятников, связанных с СССР», а после уничтожалось все, что так или иначе «связано с Россией». Независимость Украины в этом же параграфе называется «так называемой».
  • Технологии по созданию «украинофильского движения» и идеи «антимосковской Руси» были впервые опробованы в XIX веке в австрийской Галиции (центр — Львов), чтобы удержать в Австрии славян, исторически и культурно тяготевших к России, доказав им, что они — «не русские, а отдельный народ». На австрийских землях впервые зазвучали требования устранить «москалей» и «московитский язык» из общественной жизни, утверждают авторы.
  • Целью военной операции на Украине в учебнике названы «защита Донбасса и упредительное обеспечение безопасности России». В нем также говорится, что «Запад завалил украинский режим деньгами и оружием», а против России ввел незаконные санкции.
  • Донбасс в параграфе «Россия — страна героев» авторы называют «девять лет поливаемым кровью». «Жителей Донбасса назвали «террористами» за то, что они хотели остаться русскими», — указано в тексте. Русскими людьми называются «и великороссы, и татары, и украинцы, и дагестанцы, и башкиры».
  • «СВО сплотила наше общество, людей разных возрастов и профессий, — говорится в учебнике. — Поддержка людей выразилась в сборе подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов, в настоящем культе гордости за бойцов СВО». При этом российским военным, как утверждают авторы учебника, «противостоит идеологически прокачанная, оснащенная оружием НАТО, подготовленная по их стандартам армия ВСУ, пополняемая зарубежными наемниками и инструкторами».
  • Описывая тактику НАТО, авторы учебника отмечают, что «армия ВСУ оборудовала боевые позиции внутри жилых кварталов и не позволяла местным жителям их покинуть», используя «собственных граждан как «живой щит». Такую стратегию в учебнике называют «изуверской» и отмечают, что ранее на своей территории ее не использовала ни одна армия мира». Завершая это описание, авторы учебника обращаются к старшеклассникам так: «Сделайте из «новой военной тактики Украины» выводы сами».
  • Введенные после начала военных действий санкции против России авторы учебника называют «абсолютно незаконными» и «беспрецедентными по масштабу». «Речь со стороны Запада идет об экономической блокаде нашей страны в сочетании с прямым воровством российских активов», — говорится в последней главе учебника. США в учебнике называют «главным бенефициаром украинского конфликта». Впрочем, авторы отмечают, что попытки изолировать нашу страну провалились: регулярные встречи президента России с лидерами стран Азии, Латинской Америки и Африки показали, что «бóльшая часть планеты с пониманием и симпатией относится к курсу, направленному против однополярного мира и его «правил жизни».
  • Отдельный абзац в посвященном военной операции разделе учебника — о фейках: «Узнавая в Интернете любую информацию о происходящем на Украине сейчас, помните: мировая индустрия по производству постановочных роликов, вбросов, фейковых фото и видео работает непрерывным конвейером». Авторы призывают школьников «быть бдительными» и «думать, почему, зачем и за что «отрабатывают новости» те или иные «оппозиционеры».
  • Еще один абзац посвящен иноагентам. В нем школьникам объясняют, что означает приписка «иноагент», которую «иногда» можно увидеть в публикации напротив фамилии того или иного человека. «Согласно законодательству России, если лицо занимается активной общественной деятельностью и получает за это деньги из-за рубежа, оно обязано регистрироваться как иностранный агент». При этом, как отмечают авторы учебника, в России этот закон принят только в 2022 году, тогда как в США аналогичная норма действует с 1930-х годов.
  • В целом авторы учебника часто прибегают не к изложению материала, а к призывам и прямым обращениям к читателю. Одно из них гласит: «После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей».

Трактовка изложенных в новом учебнике событий, по словам ректора МГИМО и соавтора учебника Анатолия Торкунова, исходит «из нашего сегодняшнего понимания того, что происходило и что происходит в настоящий момент».

Основные тексты и база учебника, по словам министра образования Сергея Кравцова, уже знакомы преподавателям. «Мы дополнили содержание, особенно учебника 11-го класса, теми основными фактами, которые сегодня актуальны, — отметил министр. — И после завершения официального военной операции, после нашей победы мы будем еще дополнять учебник».

В новом учебнике, посвященном всеобщей истории, как уточнил еще один соавтор проекта Александр Чубарьян, существенно расширены разделы, посвященные Азии, Африке и Латинской Америке: сейчас им уделена почти треть содержания. Кроме того, расширены блоки, посвященные роли России в глобальных мировых событиях. «История Второй мировой войны была обновлена, подчеркнута роль Великой Отечественной войны в общем исходе», — отметил Чубарьян.

Стоимость нового учебника составит 849 руб., что на 20% ниже, чем учебника предыдущей редакции, сообщил Кравцов. В его содержание будут впервые включены QR-коды, добавил Мединский, с помощью которых ученики смогут получать доступ к различным архивам, библиотекам и фильмам государственных порталов, а также платформы ВГТРК «Смотрим». При этом, как обратил внимание Мединский, авторам учебника пришлось отказаться от ссылок на такие фильмы, как «Поднятая целина», «Тихий Дон» и «Бриллиантовая рука», поскольку они имеют маркировку «18+»: «Мы уже обратились к Минкультуры с просьбой убрать эту закостенелость, поскольку не от этого наших детей надо защищать».

О том, что новый учебник истории с разделом про специальную военную операцию для старших классов уже включен в федеральный перечень учебников, Кравцов сообщил 2 августа на встрече президента России Владимира Путина с членами правительства. Его, по словам министра, подготовили «в кратчайшие сроки, фактически в течение пяти месяцев». Выпуском тиража занималось издательство «Просвещение». Цена учебника, как утверждал министр, будет на 20% дешевле предыдущего варианта (точная цифра им не называлась). Всего новый учебник по истории для 11-х классов получат 650 тыс. школьников.

Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании