Политика, 07 сен 2015, 00:02

Эксперты Кудрина зафиксировали деградацию политической дискуссии в России

Осенняя агитационная кампания проходит значительно тусклее, чем в предыдущие годы, считают эксперты фонда Алексея Кудрина. Они связывают это с общим снижением уровня политической конкуренции
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

Вялая агитация

В 2015 году значительно снизилась агитационная активность политических партий перед сентябрьскими выборами в регионах, говорится в новом докладе «Комитета гражданских инициатив» (КГИ) Алексея Кудрина, запланированном к публикации в понедельник (есть в распоряжении РБК). Авторы исследования Александр Кынев, Андрей Максимов и Аркадий Любарев отмечают, что во многих регионах без просмотра телевизионных каналов практически невозможно понять, что 13 сентября состоится голосование на региональных или местных выборах. Наглядная агитация минимальна, а публичные агитационные мероприятия практически полностью отсутствуют, поясняют эксперты. На выборах губернаторов помимо массовой косвенной агитации фактически почти нет никакой иной политической рекламы, отмечается в докладе. Самая активная агитация идет на выборах депутатов заксобраний (они избираются по смешанной системе), а также на муниципальных выборах в крупных городах, считают авторы доклада. Приемы агитации, которые в этом году используют партии, значительно упрощаются. «В отдельных случаях уровень деградации агитационных материалов доходит до степени, при которой политическая аргументация становится неотличимой от рекламы, например стирального порошка», — отмечают эксперты КГИ. В качестве примера приводится лозунг одного из кандидатов КПРФ «Голосуй — не парься», в котором вообще отсутствует какая-либо аргументация в пользу данной партии. Деградация контента является следствием снижения политической конкуренции, считает один из авторов доклада Александр Кынев. Он и его соавторы также указывают в качестве причин снижения агитационной активности «сверхжесткий характер регистрации партий», отсечение от выборов многих серьезных претендентов и сворачивание в целом ряде регионов деятельности политических партий, а также общую социально-экономическую ситуацию в стране, что отражается на возможности крупных предприятий и бизнес-структур инвестировать в пиар-проекты.

ПАРНАС как исключение

При этом эксперты приводят отдельные партии, выбивающиеся из общей картины, например ПАРНАС, борющуюся за места в Законодательном собрании Костромской области — единственного региона, где партия была допущена до выборов. ПАРНАС, под эгидой которой Демократическая коалиция Алексея Навального и Михаила Касьянова идет на выборы, еще с мая начала создавать информационные поводы и превратила работу штаба в реалити-шоу: в режиме реального времени можно следить, кто где находится и чем занимается, поясняет РБК Кынев. По его словам, ПАРНАС старается активно играть с интернетом, грамотно использует лозунги и визуальные носители.

По-настоящему яркой агитации в этом году пока не было ни у одной партии, не согласен руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Идеи партийного прорыва будут выложены в следующем году на федеральных выборах в Госдуму, считает он, а сейчас партии используют проверенные временем приемы. «Можно было бы ожидать чего-то оригинального от непарламентских партий, которым сейчас нужна история успеха, но этого пока не произошло», — отметил он в разговоре с РБК. По мнению Калачева, ПАРНАС запомнится не своей агитационной кампанией, а историями о недопуске к выборам в разных регионах. «Пока что говорить о том, что кто-то открыл что-то новое, не приходится», — добавил политолог.​

Кроме того, относительно интенсивные кампании ведутся в регионах, сохранивших интригу на выборах губернатора. Среди них эксперты отмечают Иркутскую область, а также имеющие традиционно сложно структурированные элиты и существенные внутренние конфликты и противоречия Нижегородскую и Новосибирскую области.

Эсэры и ЛДПР активизируются

В докладе подчеркивается, что некоторые «старые системные партии», такие как «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР, активизировали свои кампании только летом. По мнению авторов исследования, это можно объяснить озабоченностью указанных партий своими электоральными перспективами на предстоящих федеральных выборах. В частности, летом набрала обороты кампания эсэров. Они использовали две ключевые темы: рост коммунальных тарифов и общее повышение цен. Особенно это было заметно в Воронежской области, где газеты «Справедливой России» выходили летом беспрецедентно высокими тиражами, также эсэры заметно активизировались в Нижнем Новгороде, отмечает Кынев. ЛДПР также предприняла попытку стать активнее в ряде регионов, хотя не вводила никаких новшеств в агитации. В частности, лидер партии Владимир Жириновский снова начал ездить по регионам — такого не было с 2012 года, напоминает Кынев. «Справедливая Россия» и ЛДПР вовлеклись в работу с избирателем в этом году активнее, чем в ходе кампаний 2012–2014 годов, но их деятельность по-прежнему и количественно и качественно уступает тому, что они предприняли в регионах в 2010–2011 годах.

Контрагитация и силовое воздействие Эксперты отмечают большое количество примеров негативной агитации, направленной против партий и кандидатов, и распространения незаконных и подложных агитматериалов. В некоторых случаях партии и организации посвящают контрагитации против оппонентов всю кампанию. Говоря о нарушениях принципов предвыборной агитации, эксперты отмечают, что существенную часть избирательной кампании «Единой России» составляет апелляция к фигуре президента России. В частности, к его поддержке и образу апеллируют кандидаты ЕР на телевизионных дебатах, имя президента фигурирует в заголовках газет и агитматериалов. Кроме того, в 2015 году усугубилась ситуация с силовым воздействием на кандидатов. В этом году объектами преследования становятся не только потенциальные и реальные кандидаты на выборах различного уровня: теперь давлению силовых структур подвергаются также наблюдатели за выборами и работники избирательных штабов. В частности, прошли обыски у активистов движения «Голос», был арестован глава костромского избирательного штаба ПАРНАС Андрей Пивоваров, заведено уголовное дело в отношении руководителя объединенного штаба этой партии Леонида Волкова.

Pro
Почему компании получают неоправданно низкую оценку при выходе на IPO
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Как привлечь пользователей в приложение — опыт финтехсервиса Avosend
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Почему морская логистика дорожает в разы
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения