Политика, 08 фев 2018, 20:03

Эксперты Мюнхенской конференции назвали основные угрозы миру в 2018 году

В 2017 году мир стал еще ближе к глобальным конфликтам, говорится в докладе Мюнхенской конференции по безопасности. Общемировой конфликт может разгореться из множества локальных противоречий, предупреждают они
Читать в полной версии
Фото: Kieran Doherty / Reuters

В 2017 году углубился кризис так называемого мирового либерального порядка. Действующие десятилетиями международные нормы продолжают девальвироваться, а сложившийся глобальный миропорядок находится на грани коллапса. В 2018 году многие текущие кризисы могут разрешиться миром, но могут и перерасти в полноценный конфликт. Такой видят ситуацию в мире авторы ежегодного доклада Мюнхенской конференции по безопасности (MSC). Доклад под названием «На край пропасти — и обратно?» был опубликован 8 февраля, за неделю до открытия самой конференции.

Доклад о положении дел в мировой политике как «информацию к размышлению» перед открытием самой конференции организаторы MSC публикуют с 2015 года (конференция проводится с 1963 года и является одним из самых представительных международных политических форумов).

Год назад эксперты MSC предупреждали о фрагментации мира, замыкании ведущих держав на себе, что в сочетании с подъемом «антилиберальных сил» расшатывает привычные устои. В прошлом году авторы доклада предупреждали, что мир входит в наиболее беспокойное с точки зрения глобальной безопасности время с 1945 года.

Недоверие России и США

«За прошедший год мир подошел еще ближе — слишком близко! — к пропасти серьезного конфликта», — предупреждает в докладе председатель MSC Вольфганг Ишингер. Примерами конфликтных ситуаций в докладе называют обмен США и КНДР угрозами, ухудшение отношений Саудовской Аравии с Ираном, трения между Россией и НАТО, а также судьбу российско-американских договоров о контроле над вооружениями.

Авторы доклада отмечают тревожную ситуацию, сложившуюся вокруг договоров ​о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Соглашение о РСМД было подписано между СССР и США в 1987 году и является бессрочным. На протяжении последних десяти лет Москва и Вашингтон обвиняют друг друга в несоблюдении соглашения, в разработке видов вооружения, его нарушающих. В оборонном бюджете США на 2018 год предусматривается выделение средств на разработку новой ракеты средней дальности наземного базирования, которая может нарушить положения РСМД.

На формальный выход из договора стороны не пойдут, но решиться на фактические его нарушения, игнорируя претензии друг друга, вполне способны, рассказал РБК программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. По мнению эксперта, гораздо более опасно торможение диалога по продлению соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Действие договора СНВ-3 истекает в феврале 2021 года, но его можно продлить еще на пять лет. 5 февраля Россия и США отчитались о полном выполнении условий договора, однако о возможности начала переговоров о продлении или заключении нового соглашения стороны не сообщали. «Без этих договоров после 2021 года мы впервые за полвека окажемся в ситуации, когда российско-американские отношения в сфере ядерного вооружения не будут регулироваться ничем», — приводится в докладе MSC мнение старшего научного сотрудника Brookings Institution Стивена Пайфера.

Климатические и киберугрозы

Эксперты MSC также обращают внимание на изменение климата и ситуацию в сфере кибербезопасности. «Загрязнение окружающей среды прямо или косвенно повинно в смерти 6,5 млн человек в 2015 году. Это в 15 раз больше, чем погибло людей во всех видах войн и вооруженных конфликтов за то же время», — говорится в докладе.

Говоря о кибербезопасности, авторы доклада обращают внимание на беспрецедентное распространение вирусов-вымогателей и необходимость создания единых норм борьбы с киберпреступлениями в рамках ООН.

Наиболее проблемными регионами с точки зрения безопасности эксперты MSC считают Восточную Европу, Ближний Восток и Африку. Каждому из них присущ уникальный набор проблем. Восточная Европа зажата между ЕС и Россией, тогда как процессы евроинтеграции в регионе, по мнению составителей документа, уже выдохлись. На Ближнем Востоке конфликты и гражданские войны усугубляются попытками региональных держав поделить регион на сферы влияния. В Африке ослабление центральных властей потенциально несет угрозу усиления радикальных группировок, в первую очередь «Аш-Шабаб» на востоке и «Боко Харам» на западе континента (запрещенные в России террористические организации).

Два гегемона

Евросоюз, США, Китай и Россию авторы доклада рассматривают как главных мировых игроков.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в предыдущем докладе MSC называлась апогеем распространения в мире изоляционизма и национализма. За первый год работы его администрации эксперты определили три принципа новых властей США. Во-первых, они воспринимают международные отношения «как арену сотрудничества и соперничества разных сил в своих интересах». Во-вторых, намерены усиливать оборонный сектор, понижая траты на международные программы развития и «мягкую силу», повышая оборонные расходы. Наконец, администрация Трампа добровольно отказалась от лидерства (а значит, и от ответственности) в некоторых сферах — от борьбы с изменением климата до продвижения свободной торговли.

Китай, отмечают эксперты, выступает, в отличие от США, как осторожный и искушенный игрок, постепенно и целенаправленно наращивающий свое международное влияние, в первую очередь за счет ослабления позиций Вашингтона. Эксперты MSC прогнозируют создание «большой двойки» мировых гегемонов в составе США и КНР, которые смогут сдерживать взаимные претензии и конфликт интересов из-за сильной взаимозависимости.

Пекин трудно обвинить в попытках нарушить сложившийся глобальный миропорядок, поскольку именно благодаря ему Китай стремительно богатеет и укрепляет влияние, подчеркивает Тимофеев. «Однако часть западной элиты видит угрозу в росте экономического и военно-политического потенциала КНР. Кризис «либерального миропорядка» во многом заложен в нем самом, однако есть соблазн обвинить во всем внешние «антидемократические» силы вроде Китая или России. Это довольно опасная тенденция», — отмечает Тимофеев.

Укрепление ЕС и России

Процесс Brexit и рост национализма не ослабили Евросоюз экономически и не привели к отказу от дальнейшей интеграции, указывают эксперты, напоминая о решении стран союза развивать военное сотрудничество. Создание в конце 2017 года механизма «постоянного структурированного сотрудничества» (PESCO) авторы доклада называют шагом к интеграции национальных оборонных доктрин и формированию «более европейских, более связанных, более эффективных сил для защиты интересов 500 млн европейцев».

Четвертым мировым игроком, по мнению авторов доклада, является Россия, чье мировое и глобальное влияние заметно выросло в последние годы. «Ярким примером стала Сирия: используя относительно мало сил и средств, Россия смогла повернуть вспять ход многолетнего конфликта», — отмечается в документе.

Однако фундаментальные конфликты, лежащие в основе кризиса отношений России с Западом, пока не разрешены. Без выполнения минских соглашений об Украине выйти на путь налаживания отношений невозможно, предупреждают авторы. В долгосрочной перспективе, уверены они, эффективность российского дипломатического курса сомнительна из-за сравнительно слабой социально-экономической базы государства и всеобщего недоверия к политике Москвы.

Несмотря на слабую диверсификацию экономики и «утечку мозгов», Россия по-прежнему обладает человеческим капиталом и критически важными для развития технологиями, отмечает Иван Тимофеев. «Не стоит ни переоценивать, ни недооценивать нашу экономическую базу, а работать с тем, что мы имеем, в своих же интересах. Кроме того, помимо военной мощи и ядерного арсенала в нашу пользу играет география: Россия может быть игроком в Арктике, Европе, Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке. Кроме нас такие возможности есть лишь у США», — уверен Тимофеев.

Топ-10 рисков 2018 года

Специально для доклада MSC эксперты аналитического центра Eurasia Group подготовили список десяти наиболее значимых рисков 2018 года.

1. Возрастает вероятность торговой войны между США и КНР на фоне политического кризиса в Вашингтоне и развития китайской торгово-инвестиционной экспансии.

2. Вероятность неверных действий, случайных ошибок, благодаря которым один из существующих кризисов — Сирия, Украина, ядерная программа КНДР — может развиться в полноценную войну.

3. Соперничество мировых держав в сфере высоких технологий приведет к их замыканию на себе, ограждению друг от друга, нанося ущерб глобализации, мировой торговле и безопасности.

4. Отмена торгового соглашения между США, Канадой и Мексикой (NAFTA) может привести к экономическому кризису и политической нестабильности в Мексике накануне президентских выборов (назначены на июль).

5. Возможный выход США из ядерной сделки с Ираном. Новые американские санкции вызовут непредсказуемые ответные меры со стороны Тегерана.

6. Дальнейшая эрозия доверия к общественным институтам — от СМИ и банков до партий и правительств — выразится в снижении предсказуемости мировых политических и экономических процессов.

7. Eurasia Group также предупреждает о «протекционизме 2.0» — вероятности возникновения межгосударственных барьеров в области цифровой экономики и инноваций.

8. Затягивание переговоров о Brexit. Бесконечное обсуждение деталей выхода Британии из ЕС чревато политическим кризисом в самой стране и отставкой правительства.

9. Вероятная перспектива роста национализма в странах Юго-Восточной Азии, что приведет к этническим конфликтам.

10. Дестабилизация по всей Африке вследствие ослабления местных властей и усиления исламских радикалов.

Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора