Северный Кавказ остается зоной политической турбулентности
Авторы доклада отмечают, что невзирая на новую, более активную и целенаправленную политику Кремля в отношении северокавказских республик, ситуация в них по-прежнему далека от совершенства.
"К настоящему времени в республиках Северного Кавказа сложились политические режимы разных типов: в Чечне и Кабардино-Балкарии он консолидированный, в Адыгее, Северной Осетии и Дагестане – слабо консолидированный, а в Ингушетии и Карачаево-Черкесии – переходный", - считают эксперты.
В ЦПТ отмечают, что нынешние главы северокавказских республик, пришедшие к власти за последние годы, обладают очень разным политическим и профессиональным опытом. Так, президенту Дагестана Муху Алиеву авторы доклада поставили в вину неспособность консолидировать элиты и соблюдать этнический баланс в многонациональной республике.
"Руководитель Дагестана, не будучи профессионалом в экономике, проводит крайне негибкую политику в отношении потенциальных инвесторов в экономику республики", - говорится в докладе. В качестве инвесторов обозначены действующий и бывший депутаты Госдумы - Резван Исаев и Гаджимурат Омаров. "Оба они были готовы инвестировать значительные средства в крупные строительные проекты на территории Дагестана. Но, очевидно, из опасений появления в республике возможных независимых центров экономического развития, со стороны команды президента были предприняты усилия для того, чтобы оба проекта были фактически "похоронены"", - подчеркивают эксперты.
По их мнению, в Чечне, в отличие от Дагестана, конфессиональное размежевание фактически сошло на нет. Еще одна заслуга Рамзана Кадырова, которого авторы доклада отнесли к "разряду силовиков", - почти полная консолидация элит. Однако "сплоченная правящая группа в Чечне характеризуется своими "перекосами". Клановость власти также присуща этому региону, как, впрочем, и всем другим северокавказским республикам. Начав улучшать социально-экономическую ситуацию в республике, Р.Кадыров упрочил свои позиции в отношениях с федеральным центром, который и так оказывал ему особое покровительство.
Под крылом центра находится и Ингушетия, возглавляет которую "кадровый военный с богатым послужным списком". Как следует из доклада, Юрий Евкуров имеет "ограниченный ресурс личного политического влияния в элитах" - слишком мало времени прошло с момента его назначения. Сейчас глава региона во многом опирается на людей из окружения бывшего президента Руслана Аушева – "лидера плебисцитарного типа с огромной популярностью", но процесс омоложения элиты в регионе уже запущен, убеждены в ЦПТ.
Один из главных недочетов руководителей Северной Осетии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии, по мнению экспертов, - слабая интеграция этих регионов в общенациональную партийную систему. "Об этом свидетельствуют слабость партий как политического института, отсутствие у них устойчивого электората и низкая достоверность электоральных результатов", - говорится в докладе.
Помимо клановой структуры власти, все северокавказские республики объединяют две других серьезных проблемы: низкий профессионализм республиканских законодателей и острый кадровый голод, который заставляет региональных лидеров при формировании своих команд отдавать предпочтение модели этнического и кланового баланса. Зачастую такие команды не в состоянии решать проблемы социально-экономического развития, от "которых напрямую зависит и снижение радикализма в обществе, преодоление экстремистских тенденций". В этой связи, уверены в ЦПТ, крайне важно "успешное решение кадрового вопроса с привлечением к власти в регионах Северного Кавказа перспективных управленцев, разбирающихся в современной экономике".