Конституционный суд признал справедливость закона об иностранных агентах
Владимир Лукин настаивал на том, что положение закона, обязывающего некоммерческие организации регистрироваться в качестве "иностранного агента" в случае получения финансирования от иностранных источников и одновременного участия в политической жизни в России, является дискриминационным. Объяснил он это тем, что одни НКО оказываются в привилегированном положении по отношению к другим.
Судьи с Лукиным не согласились. Конституционный суд признал, что все граждане имеют право на свободу объединения, которое закреплено в Конституции, но оно не является абсолютным и может быть ограничено в целях защиты конституционного строя и общественной безопасности.
Обязанность регистрироваться в качестве иностранного агента, по мнению высоких судей, не ставит одни НКО в неравные условия по отношению к другим. Они смогут продолжать свою деятельность и продолжать получать поддержку из-за рубежа.
"Но граждане должны знать, кто именно финансирует ту или иную организацию, которая лоббирует какие-либо инициативы в политической жизни государства", - подчеркнул оглашавший решение председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
"Такие НКО имеют право на равных условиях участвовать в политической жизни государства и получать поддержку от иностранных источников. Эти нормы направлены на информированность граждан и прозрачность [избирательных] кампаний", - сообщил Зорькин.
"Любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент" отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований", - говорится в материалах суда.
Отдельно судьи отметили, что нельзя отнести к иностранным агентам некоммерческие организации, которые занимаются наукой, культурой, защитой природы или благотворительностью, даже если они пытаются повлиять на те или иные политические решения.
Единственным изменением стала отмена нижнего предела штрафов за нарушение законодательства об НКО. Ранее планка была установлена на отметке 100 тысяч рублей для физических лиц и 300 тысяч рублей - для юридических.
Суд посчитал, что установление минимальной планки на такой высоком уровне не отвечает целям и задачам общества и ставит под угрозу хозяйственную деятельность фирм, пусть даже нарушивших правила о регистрации НКО. По мнению судей, максимальный размер штрафов должен применяться судами только в крайних случаях.
Анастасия Михайлова, Артем Филипенок