В российском МИДе призвали США не выходить из ядерной сделки
«Иран пошел на сделку добровольно, в ожидании, что договоренность ознаменуется существенным расширением возможностей для экономического, технологического сотрудничества со всеми странами. Однако сейчас мы видим попытки со стороны администрации Трампа все это подвергнуть ревизии и перечеркнуть достигнутое под абсолютно надуманными предлогами, — заявил в интервью РБК замминистра иностранных дел Сергей Рябков. — Мы призываем США воздержаться от опрометчивых шагов и не губить эту сделку».
«Нет никаких оснований считать, что Иран находится на пути к созданию взрывного устройства. СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий. — РБК) поставил непреодолимые заслоны для создания компонентов, необходимых для организации испытательного ядерного взрыва», — сказал Рябков.
Накануне вечером президент США Дональд Трамп на своей странице в Twitter сообщил о намерении озвучить решение по ядерной сделке не позже 8 мая. «Я объявлю свое решение по ядерной сделке с Ираном в Белом доме завтра [8 мая] в 14:00 (21:00 мск. — РБК)», — написал американский президент.
В тот же день газета The New York Times (NYT) со ссылкой на европейских дипломатов сообщила о том, что американский президент, скорее всего, выйдет из сделки. Как признали собеседники издания, они не смогли убедить Трампа в том, что выход США из сделки с Ираном может привести Запад к новой конфронтации с Тегераном.
Ранее не выходить из сделки Трампа призывали президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон назвал «ошибкой» вероятный выход Вашингтона из сделки. Эти страны наравне с Россией, Китаем и США также являются подписантами СВПД.
Газета также приводит заявление одного высокопоставленного европейского дипломата, который принимал активное участие в попытках убедить Трампа остаться в сделке. По его словам, шансы, что президент США сохранит соглашение, «крайне малы».
«Выйти можно по-разному. Можно просто выйти из сделки, объявив, что страна больше не считает себя связанной этой договоренностью. Можно не продлить режим отмены американских санкций. В последнем случае речь идет о тех санкциях, которые были приостановлены президентскими указами (waivers) после заключения СВПД. Вот это, видимо, и станет содержанием решений, о которых мы, возможно, услышим сегодня вечером. Но мы предостерегаем Вашингтон от такого рода объявлений, потому что это стало бы прямым нарушением СВПД», — заявил РБК Рябков.
Соглашение по иранской ядерной программе между Ираном и шестью международными посредниками (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Германия) было заключено 14 июля 2015 года. Подписанию документа предшествовали длительные переговоры, которые продолжались более десяти лет. Поводом для них послужило обнаружение в Иране не учтенных Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) центрифуг для обогащения урана.
В ходе переговоров Иран настаивал на своем праве развивать мирную ядерную энергетику и заявлял об отсутствии намерений по созданию атомного оружия. Шестерка посредников подчеркивала необходимость контроля за иранской программой со стороны МАГАТЭ и выступала за обмен низкообогащенного иранского урана на обогащенное ядерное топливо.
В июле 2015 года удалось достичь компромисса. По условиям соглашения Иран пошел на целый ряд уступок в вопросе своей ядерной программы. Тегеран согласился оставить только один объект, пригодный для обогащения урана, и сократить число центрифуг на две трети. Кроме того, Иран обязался поддерживать обогащение урана на низком уровне на протяжении 15 лет. Еще одним пунктом договоренности стало разрешение специалистам МАГАТЭ в течение 25 лет следить за производством уранового концентрата и его запасами. Также в документе оговаривалось эмбарго на поставки вооружений Ирану сроком на пять лет. В обмен на уступки Евросоюз, США и ООН согласились отменить введенные из-за ядерной программы санкции.
В январе 2016 года, после того как МАГАТЭ опубликовал доклад, подтвердивший выполнение Ираном обязательств в рамках ядерной сделки, США и ЕС частично отменили режим санкций в отношении Тегерана. Были сняты ограничения для иностранных компаний в сфере добычи нефти, а также разморожены зарубежные активы на общую сумму в $50 млрд.
В феврале 2017 года, вскоре после проведения Ираном испытания баллистической ракеты, США ввели новые санкции, под которые попали 13 физических лиц и 12 организаций. Именно отсутствие в договоре пункта о запрете испытаний баллистических ракет стало одной из претензий американского президента Дональда Трампа к сделке.
В октябре 2017 года Трамп заявил о готовности США в любой момент выйти из соглашения, обвинив Тегеран в поддержке террористов. Также он указал, что Иран не выполнил условия «ядерной сделки» относительно центрифуг и не позволил провести инспекции своих ядерных объектов. На этом фоне американский президент заявил, что не может подтвердить конгрессу выполнение Тегераном обязательств по договору.